Используемый или поставляемый товар при закупках на энергосервис?
Еще раз об особенностях энергосервисной закупки, ограничениях/запретах при применении национального режима и прочих оценках рисков
Часть I
Мы ранее уже публиковали свое мнение на Решение Верховного Суда РФ от 14.03.2022 N АКПИ21-1068 и апелляционного определения Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 26.07.2022 № АПЛ22-245 в части применения письма ФАС России от 16.09.2020 № ИА/80326/20 (о применения национального режима в соответствии с Законом о контрактной системе).
Не имеем целью в данной статье еще раз пересказывать все те правовые нюансы, на которых мы сочли нужным акцентировать внимание заинтересованной аудитории, но на определенных моментах остановиться придется – слишком вольные трактовки позволяют себе применять отдельные заказчики в рамках закона о контрактной системе № 44-ФЗ при формировании извещений на право заключения энергосервисного договора (контракта).
Особенно показательна ситуация, когда в рамках одной закупки заказчик сам, на свое усмотрение, разделяет применяемые в рамках реализации перечня мероприятий товары на поставляемые и используемые. Т.е. световое оборудование, например, является товаром поставляемым, а ШУНО, опоры наружного освещения, провод, кронштейны – «рассматриваются заказчиком как используемые при выполнении работ товары (материалы), необходимые для надлежащего осуществления энергосберегающих мероприятий» (выделенное в кавычки – взято из ответа заказчика на запрос одного из участников закупки).
Ну а что, собственно, еще остается делать заказчику, если по-другому осуществить закупку, в силу требования различных подзаконных актов, просто нельзя?!
Т.е. в какой-то части извещения о закупке можно(нужно) бездумно подстроиться в угоду ситуативным тенденциям, связанным с вопросом импортозамещения, а в какой-то части можно эти же требования не соблюдать? Потому что эти вопросы менее политизированы что ли?
Тогда возникает логичный вопрос – почему бы не признать все применяемые в ходе реализации ЭСМ товары/материалы используемыми и корректно формировать документы в рамках закупки, при этом не нарушая законодательных требований к разного рода запретам/ограничениям?!
Может быть просто не слушать тех самых заинтересованных консультантов, которые помогают советами формировать документацию о закупке, делая акцент только на те разделы нормативных документов, которые не противоречат их версии развития событий?
Право выбора, как мы всегда говорим, за заказчиком, ведь ему в любом случае отвечать!
В признании оборудования в рамках энергосервисного контракта поставляемым смущают некоторые моменты. Прежде всего, напомним, как разграничиваются понятия «используемый» и «поставляемый» товар, согласно письму ФАС России от 25.06.2020 № ИА/53616/20 «По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)».
Итак, по мнению ФАС России <1>, товар считается используемым, если:
--------------------------------
<1> А это значит, что как минимум и по мнению всех территориальных органов УФАС, поскольку, согласно письму ФАС России от 28.08.2016 № ИА/58910/16: «…ФАС России отмечает, что разъяснения, направляемые ФАС России, являются официальной позицией Федеральной антимонопольной службы и являются обязательными для применения территориальными органами ФАС России.». Тем не менее, например, в судебных постановлениях по делу АКПИ21-1068, ВС РФ указывает, что Письмо ФАС России от 16 сентября 2020 г. № ИА/80326/20 не обладает нормативными свойствами, а содержащиеся в нем рекомендации не выходят за рамки адекватного толкования правовых норм и не влекут изменение правового регулирования соответствующих отношений. Ну а по факту выходит, что такими письмами ФАС России устанавливает обязательные нормы для всех субъектов контрактной системы.
Ну а если товар поставляемый, он также составляет объект закупки наряду с услугами, требует описания в части установления требований к характеристикам (показатели товара), требует установления требований национального режима (при наличии). Кроме того, поставляемый товар должен иметь количество и цену, свой порядок приемки, должен быть выделен в извещении (ОКПД2/КТРУ) и приниматься должен также отдельно от энергосервисных услуг (электронное актирование в ЕИС). Но на практике выходит, что соблюсти все эти законодательные требования невозможно в связи со спецификой энергосервисного контракта.
Безусловно, если мы будем читать только Письмо ФАС России от 25.06.2020 № ИА/53616/20, мы сочтем, что оборудование в рамках энергосервисного контракта является поставляемым товаром: почти во всех контрактах указано про передачу по акту, сначала в пользование, потом в собственность заказчика. Принимается ли товар к бухучету – большой вопрос на самом деле, и ниже приведем свою позицию в отношении учета у заказчика. Но может ли товар быть принят к бухучету и поставлен как объект основных средств? Безусловно, может. Многое зависит от учетной политики заказчика и позиции комиссии заказчика по поступлению и выбытию активов.
Однако, когда начинаешь углубляться и пытаться соблюсти требования законодательства в полной мере, натыкаешься на такие несостыковки, которые наводят на иные выводы.
На наш взгляд корректнее признавать оборудование в рамках энергосервисного контракта используемым товаром, формировать соответствующие документы для закупки и отражать на бухгалтерских счетах, исходя из этой позиции.
Аргументы в пользу используемого товара:
Довод 1
Начнем с правовой природы энергосервисного договора.
Энергосервисный договор является поименованным договором и имеет самостоятельное законодательное регулирование, по ряду признаков не в полной мере соответствует понятию «смешанный договор», а, следовательно, к энергосервисному договору было бы некорректно применять правила, установленные для регулирования смешанных либо непоименованных договоров.
В соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», энергосервисный договор (контракт) - договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком, а не переход права собственности на товар.
Обязательным условием является наличие перечня мероприятий, направленных на энергосбережение, в соответствии с п. 1 Требований к условиям энергосервисного договора (контракта), утвержденных Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 (далее – ПП №636).
Условие о товаре не является существенным, указание наименования и количества товаров, которые используются исполнителем при оказании услуг, выполнении работ не является обязательным.
Более того, в течение срока действия энергосервисного договора состав используемых исполнителем для оказания услуг, выполнения работ товаров может меняться исходя из необходимости соблюдения исполнителем существенных условий энергосервисного контракта, которыми согласно ч. 2 ст. 19 Закона об энергосбережении №261-ФЗ являются условия:
Обязательными условиями договора поставки является наименование, количество, условие об оплате товара (ст.506, 516, п.3 ст.455 ГК РФ).
В энергосервисном договоре отсутствуют условия об оплате товара (поскольку при формировании НМЦК не предусмотрено выделение стоимости товара), а также зачастую и количество товара.
Таким образом, обязательные условия энергосервисного договора не аналогичны обязательным условиям договора поставки, подряда.
Переход права собственности на оборудование, определяется заказчиком самостоятельно, в соответствии со ст. 421 ГК РФ. Как правило, это происходит по окончании срока действия контракта, в соответствии с рекомендациями Минфина России, данными в Письме № 20-06-03/1/37017.
Но при этом, следует отметить, что:
Таким образом, в зависимости от условий энергосервисного контракта и характера выполняемых в ходе действий исполнителя (работ, услуг, включая приобретение материальных ресурсов, необходимых для их выполнения) в течение всего срока действия энергосервисного контракта и до момента достижения указанной в контракте экономии, оборудование заказчику не передается, на балансовый учет им не принимается, т.е. заказчик не всегда является собственником имущества, созданного в процессе исполнения энергосервисного контракта. Что, в свою очередь требует:
Необходимость именно такой квалификации товара можно рассмотреть на примере осветительного оборудования.
Как правило, осветительное оборудование образует осветительную сеть объекта, являющегося предметом энергосервисного контракта. Соответственно, проектной документацией на объект могли быть предусмотрены изначально параметры/ характеристики осветительного оборудования, не соответствующие в настоящий момент критериям высокой энергоэффективности. Что, в свою очередь, в том числе и послужило основанием для заключения энергосервисного контракта. При этом сам по себе факт перехода права собственности на монтируемое в ходе его исполнения оборудование, вне зависимости от сроков его передачи в собственность заказчику, не может являться достаточным основанием для признания такого оборудования поставляемым товаром в связи со следующим.
Объекты нефинансовых активов можно отнести к объектам основных средств, если они удовлетворяют критериям, терминам и определениям, установленным п. 39 Единого плана счетов, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее – Инструкция №157н) и пп. 7, 8, 10 Федерального стандарта, утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н, далее – СГС «Основные средства»):
Светильники (смонтированные в единую сеть, и в связи с этим являющиеся объектами группового учета) вышеперечисленным критериям вроде как удовлетворяют. Но при этом отдельный светильник не способен самостоятельно выполнять свои функции без подключения к этой сети.
Согласно п.99, 118 Инструкции №157н, к материальным запасам в том числе относится оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки. К оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. При этом в состав оборудования включается и контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе установленного оборудования, и другие материальные ценности, необходимые для строительно-монтажных работ.
Светильники, хоть уличные, хоть внутри здания (за исключением напольных, настольных – но такие и не являются оборудованием в рамках энергосервисного контракта) требуют монтажа.
Соответственно, до своего монтажа светильники будут относиться к материальным запасам, а после проведения такового - учитываться в составе иного объекта основных средств (например, в составе линейного объекта – автомобильной дороги, если это уличное освещение), и после монтажа и передаче заказчику они подлежат списанию на расходы.
Теперь подходим к главному вопросу: как точно определить, является ли оборудование объектом основных средств или материальными запасами. Согласно п.34 Инструкции №157н принятие к учету объектов основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).
Т.е. именно этой комиссией и будет решаться вопрос, как отражать в учете светильники: как объект основных средств (при условии удовлетворения вышеперечисленным критериям), либо как материальные запасы (поскольку они требуют монтажа и предназначены для установки).
Таким образом, в зависимости от предмета и условий энергосервисных договоров (контрактов), а также учетной политики заказчика (как товар будет принят им к бухучету: как оборудование, требующее монтажа и последующего учета как самостоятельный объект основных средств, или как расходные материалы, без которых невозможно оказать энергосервисные услуги), товар будет признаваться или поставляемым или используемым. И вопрос этот остается открытым.
Письмом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 15627-НП/Д07и были утверждены методические рекомендации для государственных и муниципальных заказчиков, бюджетных и автономных учреждений по вопросу подготовки энергосервисных договоров (контрактов).
В частности:
Что, по нашему мнению, свидетельствует о том, что вышеперечисленные мероприятия, по своей сути, предполагают подготовку объекта (ов) энергетического хозяйства к передаче в управление исполнителю.
В данных рекомендациях также отражена позиция, что оборудование и материалы не поставляются, а используются для осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Нам тоже видится правильной такая позиция: без оборудования энергосервисные услуги не оказать, и оборудование служит именно для целей достижения экономии, не образуя самостоятельного объекта.
С доводами 2 – 8 вы сможете ознакомиться в части 2 статьи уже в самое ближайшее время.
© Данная публикация является объектом авторских прав. Любое копирование запрещено. Допускается публикация активной ссылки на данный материал.
Еще раз об особенностях энергосервисной закупки, ограничениях/запретах при применении национального режима и прочих оценках рисков
Часть I
Мы ранее уже публиковали свое мнение на Решение Верховного Суда РФ от 14.03.2022 N АКПИ21-1068 и апелляционного определения Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 26.07.2022 № АПЛ22-245 в части применения письма ФАС России от 16.09.2020 № ИА/80326/20 (о применения национального режима в соответствии с Законом о контрактной системе).
Не имеем целью в данной статье еще раз пересказывать все те правовые нюансы, на которых мы сочли нужным акцентировать внимание заинтересованной аудитории, но на определенных моментах остановиться придется – слишком вольные трактовки позволяют себе применять отдельные заказчики в рамках закона о контрактной системе № 44-ФЗ при формировании извещений на право заключения энергосервисного договора (контракта).
Особенно показательна ситуация, когда в рамках одной закупки заказчик сам, на свое усмотрение, разделяет применяемые в рамках реализации перечня мероприятий товары на поставляемые и используемые. Т.е. световое оборудование, например, является товаром поставляемым, а ШУНО, опоры наружного освещения, провод, кронштейны – «рассматриваются заказчиком как используемые при выполнении работ товары (материалы), необходимые для надлежащего осуществления энергосберегающих мероприятий» (выделенное в кавычки – взято из ответа заказчика на запрос одного из участников закупки).
Ну а что, собственно, еще остается делать заказчику, если по-другому осуществить закупку, в силу требования различных подзаконных актов, просто нельзя?!
Т.е. в какой-то части извещения о закупке можно(нужно) бездумно подстроиться в угоду ситуативным тенденциям, связанным с вопросом импортозамещения, а в какой-то части можно эти же требования не соблюдать? Потому что эти вопросы менее политизированы что ли?
Тогда возникает логичный вопрос – почему бы не признать все применяемые в ходе реализации ЭСМ товары/материалы используемыми и корректно формировать документы в рамках закупки, при этом не нарушая законодательных требований к разного рода запретам/ограничениям?!
Может быть просто не слушать тех самых заинтересованных консультантов, которые помогают советами формировать документацию о закупке, делая акцент только на те разделы нормативных документов, которые не противоречат их версии развития событий?
Право выбора, как мы всегда говорим, за заказчиком, ведь ему в любом случае отвечать!
В признании оборудования в рамках энергосервисного контракта поставляемым смущают некоторые моменты. Прежде всего, напомним, как разграничиваются понятия «используемый» и «поставляемый» товар, согласно письму ФАС России от 25.06.2020 № ИА/53616/20 «По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)».
Итак, по мнению ФАС России <1>, товар считается используемым, если:
- товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
- товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
- товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
--------------------------------
<1> А это значит, что как минимум и по мнению всех территориальных органов УФАС, поскольку, согласно письму ФАС России от 28.08.2016 № ИА/58910/16: «…ФАС России отмечает, что разъяснения, направляемые ФАС России, являются официальной позицией Федеральной антимонопольной службы и являются обязательными для применения территориальными органами ФАС России.». Тем не менее, например, в судебных постановлениях по делу АКПИ21-1068, ВС РФ указывает, что Письмо ФАС России от 16 сентября 2020 г. № ИА/80326/20 не обладает нормативными свойствами, а содержащиеся в нем рекомендации не выходят за рамки адекватного толкования правовых норм и не влекут изменение правового регулирования соответствующих отношений. Ну а по факту выходит, что такими письмами ФАС России устанавливает обязательные нормы для всех субъектов контрактной системы.
Ну а если товар поставляемый, он также составляет объект закупки наряду с услугами, требует описания в части установления требований к характеристикам (показатели товара), требует установления требований национального режима (при наличии). Кроме того, поставляемый товар должен иметь количество и цену, свой порядок приемки, должен быть выделен в извещении (ОКПД2/КТРУ) и приниматься должен также отдельно от энергосервисных услуг (электронное актирование в ЕИС). Но на практике выходит, что соблюсти все эти законодательные требования невозможно в связи со спецификой энергосервисного контракта.
Безусловно, если мы будем читать только Письмо ФАС России от 25.06.2020 № ИА/53616/20, мы сочтем, что оборудование в рамках энергосервисного контракта является поставляемым товаром: почти во всех контрактах указано про передачу по акту, сначала в пользование, потом в собственность заказчика. Принимается ли товар к бухучету – большой вопрос на самом деле, и ниже приведем свою позицию в отношении учета у заказчика. Но может ли товар быть принят к бухучету и поставлен как объект основных средств? Безусловно, может. Многое зависит от учетной политики заказчика и позиции комиссии заказчика по поступлению и выбытию активов.
Однако, когда начинаешь углубляться и пытаться соблюсти требования законодательства в полной мере, натыкаешься на такие несостыковки, которые наводят на иные выводы.
На наш взгляд корректнее признавать оборудование в рамках энергосервисного контракта используемым товаром, формировать соответствующие документы для закупки и отражать на бухгалтерских счетах, исходя из этой позиции.
Аргументы в пользу используемого товара:
Довод 1
Начнем с правовой природы энергосервисного договора.
Энергосервисный договор является поименованным договором и имеет самостоятельное законодательное регулирование, по ряду признаков не в полной мере соответствует понятию «смешанный договор», а, следовательно, к энергосервисному договору было бы некорректно применять правила, установленные для регулирования смешанных либо непоименованных договоров.
В соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», энергосервисный договор (контракт) - договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком, а не переход права собственности на товар.
Обязательным условием является наличие перечня мероприятий, направленных на энергосбережение, в соответствии с п. 1 Требований к условиям энергосервисного договора (контракта), утвержденных Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 (далее – ПП №636).
Условие о товаре не является существенным, указание наименования и количества товаров, которые используются исполнителем при оказании услуг, выполнении работ не является обязательным.
Более того, в течение срока действия энергосервисного договора состав используемых исполнителем для оказания услуг, выполнения работ товаров может меняться исходя из необходимости соблюдения исполнителем существенных условий энергосервисного контракта, которыми согласно ч. 2 ст. 19 Закона об энергосбережении №261-ФЗ являются условия:
- о величине экономии энергетического ресурса;
- о сроке действия энергосервисного контракта.
Обязательными условиями договора поставки является наименование, количество, условие об оплате товара (ст.506, 516, п.3 ст.455 ГК РФ).
В энергосервисном договоре отсутствуют условия об оплате товара (поскольку при формировании НМЦК не предусмотрено выделение стоимости товара), а также зачастую и количество товара.
Таким образом, обязательные условия энергосервисного договора не аналогичны обязательным условиям договора поставки, подряда.
Переход права собственности на оборудование, определяется заказчиком самостоятельно, в соответствии со ст. 421 ГК РФ. Как правило, это происходит по окончании срока действия контракта, в соответствии с рекомендациями Минфина России, данными в Письме № 20-06-03/1/37017.
Но при этом, следует отметить, что:
- согласно пункту 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2010. № 636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис» энергосервисный контракт должен в обязательном порядке содержать условие о порядке перехода к заказчику права собственности на оборудование, установленное исполнителем на объектах заказчика, на которых осуществлялась реализация мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности;
- момент перехода прав собственности на неотделимые улучшения на объектах имущества заказчика, произведенные исполнителем в ходе осуществления мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности, за свой счет в период действия энергосервисного договора (контракта) рекомендуется определять на дату их создания исполнителем на объектах заказчика, на которых осуществляется реализация энергосервисного договора (контракта;
- если иное не предусмотрено условиями энергосервисного договора (контракта), момент перехода прав собственности на отделимые улучшения, произведенные исполнителем за свой счет в период действия энергосервисного договора (контракта) на объектах заказчика, на которых осуществляется реализация энергосервисного договора (контракта) рекомендуется определять на дату истечения срока действия энергосервисного договора (контракта) или его досрочного расторжения.
- передача заказчику неотделимых и (или) отделимых улучшений следует осуществлять с оформлением актов приема - передачи содержащих обязательные реквизиты, установленные законодательством о бухгалтерском учете указанных улучшений.
Таким образом, в зависимости от условий энергосервисного контракта и характера выполняемых в ходе действий исполнителя (работ, услуг, включая приобретение материальных ресурсов, необходимых для их выполнения) в течение всего срока действия энергосервисного контракта и до момента достижения указанной в контракте экономии, оборудование заказчику не передается, на балансовый учет им не принимается, т.е. заказчик не всегда является собственником имущества, созданного в процессе исполнения энергосервисного контракта. Что, в свою очередь требует:
- или подробной попозиционной детализации товарно-материальных ценностей (далее – товаров), приобретаемых исполнителем для осуществления действий, предусмотренных условиями выполнения энергосервисного контракта, разделяя их на две самостоятельных группы: закупаемые товары и используемые товары (что явно усложнит процесс формирования конкурсной документации и, в конечном итоге, приведет к злоупотреблениям, связанным с возможной переквалификацией закупаемых товаров);
- или изначально при подготовке конкурсной документации квалифицировать все необходимые исполнителю для выполнения своих обязательств товарно-материальные ценности как используемый товар.
Необходимость именно такой квалификации товара можно рассмотреть на примере осветительного оборудования.
Как правило, осветительное оборудование образует осветительную сеть объекта, являющегося предметом энергосервисного контракта. Соответственно, проектной документацией на объект могли быть предусмотрены изначально параметры/ характеристики осветительного оборудования, не соответствующие в настоящий момент критериям высокой энергоэффективности. Что, в свою очередь, в том числе и послужило основанием для заключения энергосервисного контракта. При этом сам по себе факт перехода права собственности на монтируемое в ходе его исполнения оборудование, вне зависимости от сроков его передачи в собственность заказчику, не может являться достаточным основанием для признания такого оборудования поставляемым товаром в связи со следующим.
Объекты нефинансовых активов можно отнести к объектам основных средств, если они удовлетворяют критериям, терминам и определениям, установленным п. 39 Единого плана счетов, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее – Инструкция №157н) и пп. 7, 8, 10 Федерального стандарта, утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н, далее – СГС «Основные средства»):
- срок полезного использования объекта – более 12 мес.
- неоднократное или постоянное использование на праве оперативного управления в деятельности учреждения;
- способность выполнять определенные самостоятельные функции.
Светильники (смонтированные в единую сеть, и в связи с этим являющиеся объектами группового учета) вышеперечисленным критериям вроде как удовлетворяют. Но при этом отдельный светильник не способен самостоятельно выполнять свои функции без подключения к этой сети.
Согласно п.99, 118 Инструкции №157н, к материальным запасам в том числе относится оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки. К оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. При этом в состав оборудования включается и контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе установленного оборудования, и другие материальные ценности, необходимые для строительно-монтажных работ.
Светильники, хоть уличные, хоть внутри здания (за исключением напольных, настольных – но такие и не являются оборудованием в рамках энергосервисного контракта) требуют монтажа.
Соответственно, до своего монтажа светильники будут относиться к материальным запасам, а после проведения такового - учитываться в составе иного объекта основных средств (например, в составе линейного объекта – автомобильной дороги, если это уличное освещение), и после монтажа и передаче заказчику они подлежат списанию на расходы.
Теперь подходим к главному вопросу: как точно определить, является ли оборудование объектом основных средств или материальными запасами. Согласно п.34 Инструкции №157н принятие к учету объектов основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).
Т.е. именно этой комиссией и будет решаться вопрос, как отражать в учете светильники: как объект основных средств (при условии удовлетворения вышеперечисленным критериям), либо как материальные запасы (поскольку они требуют монтажа и предназначены для установки).
Таким образом, в зависимости от предмета и условий энергосервисных договоров (контрактов), а также учетной политики заказчика (как товар будет принят им к бухучету: как оборудование, требующее монтажа и последующего учета как самостоятельный объект основных средств, или как расходные материалы, без которых невозможно оказать энергосервисные услуги), товар будет признаваться или поставляемым или используемым. И вопрос этот остается открытым.
Письмом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 15627-НП/Д07и были утверждены методические рекомендации для государственных и муниципальных заказчиков, бюджетных и автономных учреждений по вопросу подготовки энергосервисных договоров (контрактов).
В частности:
- В целях обеспечения интересов исполнителя, в договоре (контракте) указывается на то, что заказчик гарантирует, что в отношении объекта (ов) до даты заключения договора (контракта) обеспечено соблюдение всех установленных санитарно-гигиенических и технических требований по режимам энерго- и ресурсоснабжения, режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок, режимов и параметров эксплуатации объекта (ов) и помещений с учетом функционального назначения.
- В случае, если в ходе исполнения договора (контракта) будет обнаружено, что в отношении объекта (ов) не обеспечено соблюдение всех установленных санитарно-гигиенических и технических требований по режимам энерго- и ресурсоснабжения, режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок, режимов и параметров эксплуатации объекта (ов) и помещений с учетом функционального назначения, мероприятия по обеспечению их соблюдения осуществляются заказчиком самостоятельно за его счет.
- По договору (контракту) заказчик обязуется предварительно уведомлять исполнителя в письменном виде обо всех существенных изменениях объекта (ов) и помещений, в том числе связанных с режимом и параметрами эксплуатации объекта (ов) и помещений, режимом и условиями потребления энергетических ресурсов, изменением режимов функционирования и (или) функционального назначения энергопотребляющих установок, установкой или сокращением энергопотребляющего оборудования, изменением количества потребителей энергетических ресурсов, площади и объема помещений и любыми другими перестройками объекта (ов), включая его (их) расширение, которые могут повлиять на эффективность мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, осуществляемых исполнителем, и (или) на потребление энергетических ресурсов заказчиком.
Что, по нашему мнению, свидетельствует о том, что вышеперечисленные мероприятия, по своей сути, предполагают подготовку объекта (ов) энергетического хозяйства к передаче в управление исполнителю.
В данных рекомендациях также отражена позиция, что оборудование и материалы не поставляются, а используются для осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Нам тоже видится правильной такая позиция: без оборудования энергосервисные услуги не оказать, и оборудование служит именно для целей достижения экономии, не образуя самостоятельного объекта.
С доводами 2 – 8 вы сможете ознакомиться в части 2 статьи уже в самое ближайшее время.
© Данная публикация является объектом авторских прав. Любое копирование запрещено. Допускается публикация активной ссылки на данный материал.