Энергосервисные закупки по федеральным законам 44-ФЗ и 223-ФЗ
в первом полугодии 2023 года
Обзор рынка энергосервисных закупок в первом полугодии 2023 года включил в себя все размещенные конкурентные процедуры по энергосервисным услугам по федеральным законам 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Всего с 01.01.2023 по 30.06.2023 было размещено 228 закупок в 29 субъектах РФ, что соответствует 148% от аналогичного периода прошлого года (154 закупки в 34 субъектах РФ).
**Справка: в ряде регионов есть практика проведения совместных закупок, включающих два и более лота. Такая закупка для целей настоящего обзора принимается за одну размещенную.
Не очень показательная в перспективе 1-го полугодия, но вполне оптимистичная статистика по таким показателям, как «отмененные» закупки и закупки, в которых не подал заявку ни один участник.
Чем меньше процент по этим показателям, тем меньше закупок прошли безрезультатно, т.е. без заключения контракта. Трудозатраты коллег на подготовку проектов всегда не малые по определению, но, видимо, в каждом случае есть какие-то свои веские причины – то передумали по ходу закупки, то забыли обеспечить хотя бы одного участника, а может изначально стояла задача формально исполнить требование ПП-1289.
Однако надо отметить, что по сравнению с прошлым годом не реализованных закупок стало существенно меньше.
Из 228 закупок первого полугодия текущего года итоги распределились следующим образом:
Лидерами среди субъектов РФ по итогам полугодия стали следующие регионы:
Стабильность работы в Санкт-Петербурге по подготовке ЭС-проектов для конкурентных процедур уже давно никого не удивляет, а вот активность Сахалинской области вызывает здоровый интерес! Что примечательно во всех этих островных закупках?
¾ всех закупок (31 из 42) осуществлялись в рамках закона №223-ФЗ, в рамках которого, в зависимости от субъекта РФ и их подведомственных учреждений, могут быть установлены менее «обременительные» условия к проведению закупочных процедур, нежели в законе №44-ФЗ. Так, из 31 закупки по 223-ФЗ 24 заключались с единственным поставщиком, т.е., собственно, без конкурентных процедур.
Такие договоренности на уровне дорогого стоят, аплодируем стоя! И это не в качестве какого-то сарказма или иных нездоровых подозрений в адрес кого-то, а в качестве искреннего респекта тем ЛПР (лицам, принимающим решения), перед которыми была поставлена задача привлечь в регион инвесторов, и они показали результат. Никаких новых инвесторов на Сахалине не появилось, законтрактовались все те же, новосибирские, по теплу.
Общая картина по субъектам РФ
Анализировать имеющуюся информацию еще рано, слишком маленькие цифры у подавляющего большинства регионов (что в первом полугодии вполне естественное явление).
Контракт на «тепло», срок – один год, заключен в 2022 году. С 1-го января 2023 подписывается доп.соглашение «о продлении срока действия на один год».
Только один ныне модный вопрос: а что, так можно было?
Участники энергосервисной деятельности (энергосервисные компании)
Отдельным блоком представим информацию по энергосервисным компаниям, которые по размещенным в 2023 году закупкам были признаны победителями.
Десятка лидеров:
ЭСКо с числом закупок больше 1:
Оставшиеся ЭСКо:
Есть пара-тройка новых имен в энергосервисном сообществе, но оставим комментарии по итогам аналитики за год.
В целом за первое полугодие результат «движения» на рынке энергосервисных услуг можно считать нормальным.
В первом полугодии традиционно многие только раскачиваются и подстраиваются под текущие изменения нормативки в сфере контрактной системы. Учитывая, что в системе ЕИС уже запланировано на текущую дату около 200 закупок энергосервисных услуг, ожидаем как минимум двухкратного увеличения количества размещенных извещений по итогам второго полугодия.