Краткий обзор антимонопольной практики за 1-й квартал 2022 в части применения постановления Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 №2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (рекомендуется использовать материал при формировании порядка рассмотрения и оценки заявок в конкурсной документации на энергосервис)
Прошло уже 4 месяца с момента появления нового порядка оценок заявок, утв. постановлением Правительства РФ № 2604, начала формироваться первая правоприменительная практика рассмотрения жалоб органами антимонопольной службы. Некоторые из решений заслуживают внимания.
1. Положение не предусматривает установление ограничения по цене принимаемых к оценке заявок контрактов по показателю «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта».
Установление заказчиком требований к минимальной стоимости каждого контракта (договора), принимаемого к оценке по детализирующему показателю «Общая цена исполненных участником закупки договоров», не предусмотрено п. 28 Положения, утв. Постановлением №2604 и является нарушением ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Есть противоположное мнение:
Установление Заказчиком минимального предела цены контракта при оценке по критерию "Опыт выполнения работ, связанного с предметом контракта" не противоречит Закону о контрактной системе и не может ограничивать конкуренцию, так как не является требованием к участнику закупки.
2. Заказчик самостоятельно формирует перечень подтверждающих документов по показателю «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта».
При формировании порядка оценки Заказчиком, как ему предписано в ПП РФ 2604, определен перечень документов, при этом соблюдено обязательное условие о предоставление в том числе исполненного договора (договоров), акта (актов) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
Закон о контрактной системе и нормативно-правовые акты РФ не регламентируют установление в документации тех или иных показателей (кроме указанных в положении 2604), а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев (кроме указанных в 2604). В связи с чем, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, принадлежит заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Есть решение с противоположными выводами:
Постановлением Правительства РФ N 2604 и Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность установления требования к предоставлению участниками закупки в составе заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме справки, содержащей информацию о квалификации участника закупки.
3. В случае установления предельных максимальных значений заказчик должен иметь надлежащее обоснование их величин.
Действия Заказчика, установившего предельные максимальные значения по Детализирующим показателям №№ 1, 2 Критерия в отсутствие надлежащего обоснования, не соответствуют Положению и нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Нельзя устанавливать требование о наличии исключительно работников, находящихся в штате участника закупки.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что вышеуказанный порядок оценки заявок не способствует определению лучшего условия исполнения контракта, поскольку исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на выполнение работ, а также сотрудников, работающих по совместительству.
Имеется и противоположное мнение:
Учитывая вышеизложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчик требует предоставить для подтверждения наличия у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, в том числе копии приказов о приеме на работу, копии трудовых договоров, что является неправомерным, так как согласно пп. б п. 30 ППРФ 2604 наличие специалистов подтверждается трудовыми книжками и документами, подтверждающими предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.
Как видно из вышеуказанных решений, единой практики пока по многим вопросам нет. При установлении порядка оценки заявок рекомендуем учитывать мнение своего антимонопольного органа.
© Данная публикация является объектом авторских прав. Любое копирование запрещено. Допускается публикация активной ссылки на данный материал.
Прошло уже 4 месяца с момента появления нового порядка оценок заявок, утв. постановлением Правительства РФ № 2604, начала формироваться первая правоприменительная практика рассмотрения жалоб органами антимонопольной службы. Некоторые из решений заслуживают внимания.
1. Положение не предусматривает установление ограничения по цене принимаемых к оценке заявок контрактов по показателю «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта».
Установление заказчиком требований к минимальной стоимости каждого контракта (договора), принимаемого к оценке по детализирующему показателю «Общая цена исполненных участником закупки договоров», не предусмотрено п. 28 Положения, утв. Постановлением №2604 и является нарушением ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
- Решение Липецкого УФАС России от 23.03.2022 N 048/06/105-299/2022
- Решение Иркутского УФАС России от 15.03.2022 N 038/08/105-312/2022
- Решение Пермского УФАС России от 22.03.2022.
Есть противоположное мнение:
Установление Заказчиком минимального предела цены контракта при оценке по критерию "Опыт выполнения работ, связанного с предметом контракта" не противоречит Закону о контрактной системе и не может ограничивать конкуренцию, так как не является требованием к участнику закупки.
- Решение Ямало-Ненецкого УФАС России от 14.02.2022 N 089/06/33-86/2022.
- Решение Московского УФАС России от 10.02.2022 по делу N 077/06/106-2047/2022.
2. Заказчик самостоятельно формирует перечень подтверждающих документов по показателю «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта».
При формировании порядка оценки Заказчиком, как ему предписано в ПП РФ 2604, определен перечень документов, при этом соблюдено обязательное условие о предоставление в том числе исполненного договора (договоров), акта (актов) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
Закон о контрактной системе и нормативно-правовые акты РФ не регламентируют установление в документации тех или иных показателей (кроме указанных в положении 2604), а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев (кроме указанных в 2604). В связи с чем, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, принадлежит заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
- Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 05.03.2022 по делу №44-781/22.
Есть решение с противоположными выводами:
Постановлением Правительства РФ N 2604 и Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность установления требования к предоставлению участниками закупки в составе заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме справки, содержащей информацию о квалификации участника закупки.
- Решение Ленинградского УФАС России от 17.03.2022 по делу N 047/06/42-552/2022.
3. В случае установления предельных максимальных значений заказчик должен иметь надлежащее обоснование их величин.
Действия Заказчика, установившего предельные максимальные значения по Детализирующим показателям №№ 1, 2 Критерия в отсутствие надлежащего обоснования, не соответствуют Положению и нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
- Решение ФАС России от 22.02.2022 по делу N 28/06/105-380/2022.
- Решение ФАС России от 16.02.2022 по делу N 28/06/105-299/2022
- Решение Ленинградского УФАС России от 16.03.2022 по делу N 047/06/42-533/2022.
4. Нельзя устанавливать требование о наличии исключительно работников, находящихся в штате участника закупки.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что вышеуказанный порядок оценки заявок не способствует определению лучшего условия исполнения контракта, поскольку исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на выполнение работ, а также сотрудников, работающих по совместительству.
- Решение Чувашского УФАС России от 07.02.2022 по делу N 021/06/64-53/2022.
Имеется и противоположное мнение:
Учитывая вышеизложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчик требует предоставить для подтверждения наличия у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, в том числе копии приказов о приеме на работу, копии трудовых договоров, что является неправомерным, так как согласно пп. б п. 30 ППРФ 2604 наличие специалистов подтверждается трудовыми книжками и документами, подтверждающими предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.
- Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 17.03.2022 по делу N 44-904/22.
Как видно из вышеуказанных решений, единой практики пока по многим вопросам нет. При установлении порядка оценки заявок рекомендуем учитывать мнение своего антимонопольного органа.
© Данная публикация является объектом авторских прав. Любое копирование запрещено. Допускается публикация активной ссылки на данный материал.