Энергосервисные закупки по федеральным законам 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2022 году
Обзор рынка энергосервисных закупок в 2022 году включил в себя все размещенные конкурентные процедуры по энергосервисным услугам в 2022 году по федеральным законам 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Всего было размещено 580 конкурентных процедур в 51 субъекте РФ, что составило 57% от 2021 года (1010 закупок в 64 субъектах).
Сразу внесем отдельное пояснение: анализировалась информация исключительно по размещенным закупкам в период с 01.01.2022 по 31.12.2022.
В ряде регионов есть практика проведения совместных закупок, включающих два и более лота. Такая закупка для целей настоящего обзора принимается за одну размещенную. Таких совместных закупок было размещено в прошедшем году не менее 25 с общим количеством отдельных лотов (отдельных предполагаемых контрактов) не менее 240 шт, ¾ из них приходится на конкурентные процедуры в республике Удмуртия (17 закупок с общим количеством лотов 174 шт.).
Данный анализ не претендует на 100% точность, но погрешность отклонения может быть незначительная.
Из 580 размещенных закупок итоги распределились следующим образом:
Обращает на себя внимание количество не состоявшихся закупок, которое по тем или иным причинам составили почти четверть от всех размещенных.
Основная часть из них пришлась на закупки, срок подачи заявок по которым выпадал в промежуток март-июнь 2022 г. Действительно, многие крупные участники рынка в этот период взяли «паузу» для выяснения дальнейших сценарных условий развития событий в стране, и именно этим, на наш взгляд, обусловлено практически двухкратное снижение количественных показателей активности на торгах по сравнению с 2021 годом.
Это ни в коей мере нельзя назвать провалом или снижением интереса участников к энергосервисной деятельности в целом, но определенные корректировки внешние обстоятельства внесли безусловно.
При этом лидерами по количеству размещенных закупок среди субъектов РФ в 2022 г. стали следующие регионы:
Традиционно в лидерах Санкт-Петербург, хотя и с кратным снижением активности в количественном показателе.
Московская область, как мы отмечали в своих предыдущих обзорах, также определила приоритетом привлечение внебюджетных источников финансирования в бюджетный сектор. Начали коллеги с реализации приоритетного регионального проекта «цифровой двойник учреждения». Ожидаем развития более «классических» инструментов по энергоэффективным мероприятиям.
Общая картина по субъектам РФ представлена в таблице.
Обращает на себя внимание результативность закупок в некоторых субъектах РФ. Например, в республике Коми более половины (16 из 34) всех размещенных закупок не дошли до контрактации. Аналогичная ситуация в Вологодской области (7 из 18).
В целом результативность размещенных закупок по стране составила 77% (447 из 580).
Предмет энергосервисного договора (контракта).
Сразу оговоримся, что цены энергосервисных контрактов взяты из системы ЕИС, и оспаривать их мы не можем по определению. Однако, выборочный анализ закупок дает основания полагать, что по многим из них цена контракта сформирована, как минимум, не корректно.
Пояснение: по подавляющему большинству закупок на энергосервис (в частности, в рамках закона №44-ФЗ) и в силу специфики ст. 108 закона, вместо такого критерия оценки заявки на участие в конкурсе, как цена контракта, комиссия оценивает и сопоставляет такой критерий, как предложение о сумме. Цена же контракта определяется по другому алгоритму в силу специфики все той же 108-ой статьи. И цена контракта в большинстве случаев будет существенно меньше «предложения о сумме». Но многие заказчики не смогли, видимо, найти различия между этими двумя показателями, и в цену контракта попадает именно предложение о сумме. Раскладывать возможные последствия таких контрактов в данной статье не видим смысла, но приходится констатировать, что цена контракта, которую в ряде обзоров или докладов на самые разные уровни принято считать «размером инвестиций», явно завышена.
Двигаемся дальше.
- Более половины всех размещенных закупок на энергосервис приходится на модернизацию системы внутреннего освещения (включая наружное освещение в границах территорий учреждений). Все хотят иметь «хороший свет», а выбор источников финансирования у подавляющего большинства регионов сильно ограничен, и самый действенный из них – в рамках реализации энергосервисного контракта. Полагаем, динамика в пользу «внутреннего освещения» будет и дальше увеличиваться по сравнению с другими энергосервисными проектами. При этом общая цена ЭСК по «внутреннему освещению» составляет чуть более 4% от всех заключенных.
- Пятая часть всех закупок приходится на проекты, связанные с оптимизацией подачи теплоносителя на объектах учреждений. Сам по себе процесс отбора и подготовки проектов по теплу является более трудоемким и требующим специальных навыков специалистов, чем проекты по внутреннему освещению, а процентное отношение «проходных» для последующей реализации в рамках энергосервиса проектов, т.е. имеющих достаточный экономический потенциал с одновременными техническими возможностями объектов, кратно меньше. Тем не менее потенциал в этом предмете контрактов остается огромный и очень востребованный на местах.
- Уличное освещение в количественном выражении размещенных закупок составляет только 10% от всех конкурентных процедур по энергосервису. Тем не менее цена контрактов более чем в 3 раза превышает общую цену контрактов по проектам на внутреннее освещение. Потенциал в этом сегменте энергосервиса, на наш взгляд, еще есть, однако, последние тенденции/инициативы развития событий с наружным освещением, как от потенциальных исполнителей, так и от потенциальных заказчиков проектов, все чаще направлены в сторону концессионных соглашений или других форм сотрудничества.
- Цифровой двойник учреждения, на наш взгляд, показал еще один возможный механизм реализации энергоэффективных мероприятий посредствам энергосервисных проектов. В данном случае речь больше идет о таком понятии, как цифровой энергоменеджмент, предусматривающий более качественное управление энергоресурсами на объекте за счет применения некоего аппаратно-программного комплекса. В любом случае данное направление заслуживает отдельного внимания и наблюдаем за результатами.
- Интересно будет понаблюдать за реализацией энергосервисных проектов, заключенных в Саратовской и Пензенской областях, предметом которых является «установка автономного источника теплоснабжения на газообразном топливе». Из 18 размещенных закупок заключено только 11 контрактов (10 в Саратовской области), при этом сроки их реализации варьируют от 7 до 15 лет.
- Контракты по предмету «Система водоснабжения» выделены в данном обзоре по принципу «они есть». Таких закупок в 2022 году было размещено 7 (с общим количеством лотов более 110 шт.), до контрактации дошли только 2 закупки. Например, по опубликованной ГКУ «Региональный центр закупок Удмуртской республики» закупке № 0813500000122020391 было заключено 17 контрактов со сроками исполнения от 1 до 3 лет. Предмет контракта: «экономия ХВС, ГВС, водоотведения». Средняя цена этих контрактов – менее 170 тыс. руб. Вполне рабочий вариант заменить в детских садах смесители и прочую сантехнику.
- Из 3-х размещенных закупок по Водоканалам, контракты разместились по двум (Водоканал города Улан-Удэ и Ульяновскводоканал). Такие контракты, предусматривающие замену насосной группы, в небольших количествах заключаются каждый год, прошедший не стал исключением.
- Два заключенных энергосервисных договора по объектам генерации, заказчиком по которым выступила АО «Сахаэнерго», предусматривают модернизацию дизельной генерации с использованием ВИЭ на объектах заказчика. Для желающих ознакомиться с документами этого сложного технологического процесса рекомендуем найти закупки в системе ЕИС. Номера 32211956261 и 32211956252. Общая денежная составляющая цены этих двух договоров составляет ¾ от всех заключенных ЭСК в 2022 году, и в данном разделе приведена больше для сведения, чем для аналитики.
- Квази-энергосервисные контракты с предметом договора «потери в сетях» стали редким явлением в электросетевом хозяйстве в последнее время. В Свердловской области заключено два таких договора. Желающим ознакомиться с их особенностями – номера закупок: 32211875997 и 32211584491.
- АНО «Центр Энергосбережения Удмуртской Республики» заключило два договора, предметом которых является «техническое перевооружение котельных». Необходимо отметить, что в Удмуртской республике инструмент привлечения внебюджетных источников финансирования посредствам энергосервисных проектов применяется достаточно разнообразно. Респект коллегам!
- Только одна закупка в прошедшем году была реализована по проектам на модернизацию внутреннего освещения МКД (вошло 30 объектов жилищного фонда Москвы). По сравнению с активностью в данном сегменте столицы в предыдущие периоды – это крайне мало. В целом интерес города к применению энергосервисного инструмента финансирования проектов оставляет желать лучшего, но надеемся, что со временем...
- Одна закупка бюджетного сектора Камчатского края предполагала сокращение расходов заказчика по всем потребляемым ресурсам (электроэнергия, тепло, вода) не менее чем на 25%. И тарифы хорошие, и НМЦК под 100 млн. рублей, но желающих не нашлось. И явно не потому, что всего лишь 5-летний срок контракта...
Сроки реализации энергосервисных договоров (контрактов).
Минимальный срок реализации (1 год) предусмотрен рядом закупок, предметом по которым является система водоснабжения. Максимальный (19 лет) – повышение энергоэффективности системы теплоснабжения (закупка в Саратовской области).
По классическим вариантам энергосервисных проектов (тепло, внутреннее и наружное освещение) сроки контрактов составили:
Как мы видим наибольший по популярности срок составил:
- внутреннее (78% от всех закупок, в которых определен победитель) и уличное (51%) освещение – 7 лет;
- тепло (48%) – 6 лет.
Вызывает удивление 3-х летний срок реализации контракта на модернизацию системы уличного освещения г. Орск (Оренбургская область). Полагаем, Исполнитель контракта хорошо оценил риски столь короткого проекта.
Средняя цена энергосервисных контрактов.
«Среднее значение по больнице» в энергосервисе обычно не работает, и тем не менее мы попытались сделать некую аналитику в привязке к проектам по «теплу» и «внутреннему освещению».
При этом исходные данные по закупкам определены следующие:
Внутреннее освещение:
- вошли объекты системы образования (школьные/дошкольные);
- срок контракта 7 лет;
- закупка не разбита на лоты;
- не менее 3-х реализованных закупок в субъекте.
По проектам на «внутреннее освещение» возможно констатировать, что средняя цена контрактов в текущем периоде будет в районе 3-х млн. рублей. Где-то тариф чуть меньше, где-то объекты чуть больше, где-то вместо «цены контракта» включили «предложение о сумме», но +/- около 3-х млн.
Тепло:
- вошли объекты системы образования (школьные/дошкольные);
- срок контракта 6 лет;
- закупка не разбита на лоты;
- не менее 3-х реализованных закупок в субъекте.
С цифрами, конечно, не поспоришь, но по проектам на «тепло» средняя цена контрактов именно такая исключительно за счет сибирских регионов, за счет их «повышенных» тарифов и продолжительности отопительного сезона + плановая экономия в заявке победителя закупки, которая и составляет основную цену контракта. Когда этот показатель в заявке участника составляет 25 или 30% за весь срок исполнения контракта, то вызывает определенные опасения способ достижения такой экономии!? А в целом будем посмотреть за реализацией и достижением.
Способ определения победителя.
Удивляет достаточно большое количество не конкурсных процедур! Каждый, естественно, волен упражняться так, как ему привычней, но закупка на энергосервис совсем не аукционная процедура, коллеги! Мы об этом уже много раз высказывали свою точку зрения.
В целом же из всех размещенных закупок (и не отмененных в ходе их проведения) победитель был определен в 86% случаев.
Еще в 72 случаях либо не было подано ни одной заявки, либо не допущено ни одного участника. Это ни много, ни мало – это факт, который говорит о том, что все трудозатраты на подготовку проекта и проведение конкурентной процедуры не принесли результата. Хотя действия в соответствии с п.9 постановления № 1289 (…действия, направленные на заключение энергосервисного договора (контракта)…) совершили, ага.
Для справки стоит отметить и торговые площадки, на которых размещались конкурентные процедуры.
На каких площадках размещаться и торговаться – это дело непосредственного заказчика и/или органа власти, формирующего соответствующую политику в регионе. Однако, специфика энергосервисных закупок по 44-ФЗ, в частности по конкурсным процедурам, предусмотрена с наилучшим функционалом только на РАД (Российский аукционный дом). Именно там есть возможность подгрузить в третьей части заявки участника расшифровку предложения о сумме. Но это уточнение больше для узкопрофильных специалистов, и мы это обосновываем на своих обучающих мероприятиях. Корректное подведение итогов закупки – очень важная составляющая качественной реализации ЭСК, а имеющийся функционал площадок должен этому только способствовать. В начале статьи мы косвенно затронули этот вопрос, и это именно тот случай.
Участники энергосервисной деятельности (энергосервисные компании, ЭСКо).
Отдельным блоком хотелось бы представить информацию по участникам энергосервисной деятельности – энергосервисным компаниям, которые по размещенным в 2022 году закупкам на энергосервис были признаны победителями.
Никаких комментариев, только цифры по активности участников, география их присутствия в субъектах РФ и их адрес «прописки».
Жалобы в антимонопольные органы.
Подводя итог обзору энергосервисной деятельности за 2022 год невозможно не обратить внимание на такой показатель, как жалобы участников рынка в антимонопольные органы.
На 580 размещенных закупок было подано 100 жалоб (не претендуем на точность до единиц, но в целом мы считаем информацию достоверной), что составляет почти 20% от общего числа закупок!
На какие-то закупки было по 1 жалобе, на какие-то по 3-5 жалоб, всего было подано жалоб на 65 закупок (т.е. на каждую 9-ю закупку).
Обоснованными либо частично обоснованными были признаны 64 жалобы из 100 (почти 2/3 жалоб), было выдано 46 предписаний (как по обоснованным жалобам, так и по необоснованным, но по результатам внеплановых проверок).
Красивые цифры! Что-что, а жаловаться у нас научились даже не самые одаренные компании…
Теме антимонопольной практики будет посвящена наша следующая статья уже в самое ближайшее время.
© Данная публикация является объектом авторских прав. Любое копирование запрещено. Допускается публикация активной ссылки на данный материал.