Статьи

Сравнительный анализ методик определения объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении (сравнение методик Минэнерго и Минэкономразвития). Ч.II

2024-07-29 13:47
Продолжаем сравнительный анализ методик определения объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении (сравнение методик Минэнерго и Минэкономразвития).
Продолжение таблицы:
А вот п.19 изложен в абсолютно новой концепции.
Если раньше в случае несоответствия освещенности в помещениях i-й категории установленным нормам или наличия неработающих световых приборов в базовый период заказчиком применялась приведенная мощность, рассчитываемая по формуле п.2.4.7 старой методики, с учетом коэффициента нормативного уровня освещенности в помещениях, то новой методикой выделено 2 случая определения мощности осветительных приборов в соответствии с п.19:
  • в случае несоответствия освещенности в одном или нескольких помещениях i-й категории требованиям, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы. Т.е. если установлены законодательством какие-то обязательные требования к освещенности в помещениях, на соответствие которых заказчика могут проверить и даже привлечь к административной ответственности.
При этом что такое экономическая деятельность в законодательстве четкого понятия нет. Экономическая деятельность это очень широкое, обобщенное понятие. Ее разновидностями можно считать хозяйственную, предпринимательскую, приносящую доход, коммерческую деятельность. Каждая из них характеризуются различными признаками, но все они имеют единую экономической природу.
Являются ли гос.заказчики субъектами экономической деятельности? Мы считаем, что да, любое учреждение осуществляет экономическую деятельность, как минимум как хозяйствующий субъект, управляющий своим имуществом, осуществляющий закупки для собственных и государственных нужд.
Есть требования к освещенности в помещениях, которые установлены действующим законодательством, в частности, нормами:
  • СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*, утв. Приказом Минстроя России от 07.11.2016 № 777/пр;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2.
За нарушение данных норм заказчика могут привлечь к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения», ст. 6.4. «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта», например, Управления Роспотребнадзора в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора при проведении плановых и внеплановых проверок.
  • невозможности определения мощности неработающих осветительных приборов в базовый период.
Таким образом, и первое (несоответствие освещенности) и второе основание (невозможность определения мощности неработающих осветительных приборов) возможно применить к любому учреждению в целях применения п.19 новой методики.
В данных случаях каждое из помещений, в отношении которых будет проводится светотехнический расчет (далее – СТР), выделяется в отдельную категорию и вместо мощности, потребляемой осветительными приборами в таких помещениях в базовый период, применяется расчетная мощность.
Расчетная мощность определяется по результатам проведения светотехнического расчета, который проводит специалист по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Осуществлять свою деятельность такой специалист может только со дня включения сведений о таком специалисте соответственно в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования (ч. 1, 2, 7 ст. 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ).
Сведения о физическом лице включаются в национальные реестры специалистов на основании заявления такого лица при условии его соответствия следующим минимальным требованиям (ч. 10 ст. 55.5-1 ГрК РФ):
  1. наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки в области строительства;
  2. наличие стажа работы на инженерных должностях не менее чем три года в организациях, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, в организациях, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства;
  3. наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем 10 лет или не менее чем пять лет при прохождении в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» независимой оценки квалификации физического лица, претендующего на осуществление профессиональной деятельности по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, на соответствие положениям профессионального стандарта, устанавливающего характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления указанного вида профессиональной деятельности, выполнения трудовых функций, должностных обязанностей, установленных ст. 55.5-1 ГрК РФ;
  4. не реже одного раза в пять лет прохождение в соответствии с Федеральным законом N 238-ФЗ независимой оценки квалификации физического лица, претендующего на осуществление профессиональной деятельности по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, на соответствие положениям профессионального стандарта, устанавливающего характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления указанного вида профессиональной деятельности, выполнения трудовых функций, должностных обязанностей, установленных ст. 55.5-1 ГрК РФ;
  5. наличие документа, подтверждающего право иностранного гражданина на осуществление трудовой деятельности на территории РФ, за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или международными договорами РФ такой документ не требуется;
  6. отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.
Сомневаемся, что хоть одна из ЭСКо, не говоря уже о заказчиках, обладает такими сотрудниками, скорее всего, это привлеченные специалисты.
При проведении СТР такой специалист должен учесть в том числе следующие факторы:
  • типы осветительных приборов (осветительных приборов с одинаковыми техническими характеристиками), которыми оснащено (должно было быть оснащено) помещение в базовый период или помещения аналогичного функционального назначения;
  • габариты помещения;
  • имеющееся оборудование и иные объекты;
  • высота установки осветительных приборов;
  • высота рабочих поверхностей.
Логично, что СТР должен быть выполнен исходя из обязательных требований к освещенности данной категории помещений, установленных законодательством Российской Федерации (посредством установки в помещении необходимого количества осветительных приборов, соответствующих типу осветительных приборов которыми оснащено (должно было быть оснащено) помещение в базовый период).
Все это налагает дополнительные требования, прежде всего на заказчиков, которые должны обеспечить проведение СТР такими специалистами.
Чтобы самостоятельно подсчитать объем потребления по данному пункту в базовом периоде, заказчику необходимо заключить отдельный контракт на выполнение СТР. В целом, данный пункт новой методики направлен на подсчет объема потребления в базовом периоде скорее заказчиком, чем исполнителем.
Однако выполнение СТР возможно и по инициативе исполнителя после заключения энергосервисного контракта и до реализации мероприятий. В случае, если инициатива исходит от исполнителя, изначально в контракте нет учета несоответствия освещенности. Кроме того, в случае если будут выявлены данные факторы, их как-то надо учитывать сторонам, а как это сделать? Только путем заключения дополнительного соглашения, которое меняет уже сам порядок учета факторов – а это существенное условие контракта, которое менять нельзя. При этом изменения будут вноситься именно в базовое потребление.
Этот подход коррелирует с п.6 ПП №636:
«В случае если после заключения контракта и до окончания реализации исполнителем перечня мероприятий исполнителем выявлены влияющие на объем потребления энергетического ресурса неполнота и (или) недостоверность сведений об объекте, представленных заказчиком, и (или) их несоответствие актуальным сведениям об объекте, и (или) несоблюдение требований, указанных в абзаце шестом настоящего пункта, не учтенные заказчиком при определении объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий, увеличение используемого для определения размера экономии (доли размера экономии) энергетического ресурса объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий осуществляется по соглашению сторон путем учета таких неполноты и (или) недостоверности, и (или) несоответствия, и (или) несоблюдения и соответствующего указанному увеличению размера экономии (доли размера экономии) энергетического ресурса. При этом увеличение используемого для определения размера экономии (доли размера экономии) энергетического ресурса объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий допускается с соблюдением условий, предусмотренных статьей 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в объеме, приводящем к увеличению размера экономии энергетического ресурса в натуральном выражении, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения контракта в течение срока его действия, не более чем на 10 процентов».
Возникает следующий вопрос: а что, если в случае учета таких факторов, объем потребления в базовом периоде (объем экономии естественно тоже) изменится больше чем на 10%? Такие изменения невозможны уже по 44-ФЗ и ПП №636.
Резюмируя вышеизложенное, после заключения контракта вряд ли кто-то будет выполнять СТР и корректировать контракт, привлекая для этого соответствующих специалистов. Это риски для обеих сторон. В базовом периоде воспользоваться данным пунктом новой методики более предпочтительно, однако на это также необходимо найти деньги, что затруднительно для заказчика, ведь сам энергосервисный контракт он заключает как раз в связи с отсутствием денежных средств для заключения договора подряда/поставки. Время покажет, как стороны будут применять данный пункт.
Очень интересное нововведение. В п.19 новой методики указано 2 фактора: несоответствие освещенности или невозможность определения мощности неработающих осветительных приборов. По большому счету в п.19 новой методики сам порядок учета также не расписан (нет формул, а есть требования к СТР и специалистам, готовящим СТР).
Из буквального прочтения п.20 следует, что заказчик при несоответствии освещенности или невозможности определения мощности неработающих осветительных приборов может пользоваться своими формулами и методиками, однако если он решит, что ему нужен СТР, то нужно руководствоваться п.19 новой методики. На наш взгляд п.20 недоработан, не очень понятен предел возможностей заказчика при использовании п.19 и 20 новой методики. Остается открытым вопрос при наличии иных факторов, не указанных в п.19 методики (тут, наверное, необходимо использовать п.9 новой методики – включение возможности учета иных факторов, в соответствии с п.8 приложения №1 к ПП 636).
И здесь применим используемое ранее выражение «как есть»! Практика покажет!
П.21 новой методики дополнен фразой «при условии измерения в соответствии с контрактом времени работы осветительных приборов в отчетном периоде» что представляется оправданным и позволяет учитывать это измерение времени как фактор. Сделана ссылка на п.13 новой методики, в котором указано и про базовый, и про отчетный, и про неполные отчетные периоды, однако четко в данном пункте не указано, применяется он в базовом или отчетном периоде. В наружном освещении, например, четко указано про базовый и отчетный (п.31 новой методики).
Переходим к наружному освещению – раздел III новой методики.
Что касается старой методики, формулы расчета по наружному освещению были аналогичны формулам по внутреннему освещению с разницей в том, что был приведен только один способ – на основании данных о времени работы световых приборов и их мощности. Точно также нужно было определять категории участков вместо категорий помещений на основе их функционального назначения. На данных категориях участков также было необходимо отобрать контрольные световые приборы с одинаковыми техническими характеристиками для замеров. Количество часов работы световых приборов системы наружного освещения определялось на основании графика работы (включения и отключения) установок наружного освещения.
Изменения в новой методике в целом те же самые, что и по внутреннему освещению, поэтому по ним пройдемся кратко, заострив внимание на отдельных нюансах.
III. Определение объема потребления энергетического ресурса для мероприятий по повышению энергетической эффективности систем наружного освещения
Изменений нет, за исключением уточнения понятия «участок»: это участок системы наружного освещения.
Изменений нет.
В п.24 новой методики по сути также нет изменений, поскольку приказ Минэнерго России от 13 января 2003 г. № 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», указанный в аналогичном пункте старой методики, давно утратил силу, в связи с изданием новых Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго России от 12.08.2022 №811, в которых нет упоминания про график включения/отключения установок наружного освещения.
Указано на обязательное включение в контракт графика включения и отключения установок наружного освещения.
В п.25 новой методики произведены изменения, аналогичные изменениям по внутреннему освещению: сократили количество однотипных световых приборов для измерений со 100 до 10 шт. Также ввели очень важное дополнение про однократность проведения измерений в базовом и первом отчетном периоде или первом неполном отчетном периоде. При этом заказчик также вправе предусмотреть иной вариант и обязать проводить измерения чаще.
Если раньше мощность световых приборов, что в базовом, что в отчетном периодах определялась на основе измерений, которые проводятся не ранее чем через 100 часов работы световых приборов с момента их установки и не ранее чем через один час после включения светового прибора, то теперь мощность измеряется:
  • в базовом периоде должна быть произведена не ранее чем через 100 часов работы осветительных приборов с момента их включения (обратите внимание – включения, а не установки!!! На практике соблюсти это требование нереально! Ошибка?)
  • в отчетном периоде - не ранее чем через один час после включения осветительного прибора. Это логично, т.к. замеры через 100 ч означали, что после окончания мероприятий сразу замеры не провести, а это значит, что и экономию не подсчитать. Конечно, на практику эти положения старой методики не влияли, однако формально все заказчики и ЭСКо нарушали положения старой методики, проводя замеры сразу после проведения мероприятий.
Почему исключили аналогичные требования из систем внутреннего освещения, но оставили в наружном, вопрос открытый.
Изменений нет.
Также нет изменений.
Продолжение таблицы:
В п.29 новой методики произведены изменения, аналогичные изменениям, сделанным во внутреннем освещении при несоответствии освещенности на одном или нескольких участках системы наружного освещения i-й категории обязательным требованиям или невозможности определения мощности неработающих осветительных приборов в базовый период.
Отличие только в перечне факторов, которые будет учитывать специалист, выполняющий СТР. Он должен учесть:
  • типы осветительных приборов (осветительных приборов с одинаковыми техническими характеристиками), которыми оснащен или должен быть оснащен участок в базовый период или участок аналогичного функционального назначения;
  • наличие и схема установки осветительных опор;
  • расстояние от осветительной опоры до освещаемой территории;
  • расстояние между осветительными опорами;
  • класс автомобильной дороги (для автомобильных дорог);
  • особые участки дороги (для автомобильных дорог).
В п.30 новой методики сделаны изменения, аналогичные изменениям, сделанным по внутреннему освещению: заказчик при несоответствии освещенности или невозможности определения мощности неработающих осветительных приборов может пользоваться своими формулами и методиками, однако если он решит, что ему нужен СТР, то нужно руководствоваться п.29 новой методики. На наш взгляд п.30 недоработан, не очень понятен предел возможностей заказчика при использовании п.29 и 30 новой методики. Остается открытым вопрос при наличии иных факторов, не указанных в п.29 новой методики (тут, наверное, необходимо использовать п.9 методики – включение возможности учета иных факторов, в соответствии с п.8 приложения №1 к ПП №636).
П.31 новой методики имеет отличия от аналогичных изменений по внутреннему освещению.
Во-первых, тут указано на базовый и отчетный период, в отличие от внутреннего освещения, где на базовый период указано не было (вообще не было указано ни на базовый, ни на отчетный периоды). Возможно, в данном пункте законодатель подразумевал ситуации, когда в базовом периоде заказчик уже использовал технологии интеллектуального управления системой наружного освещения, но при этом сами светильники были не энергосберегающими.
Во-вторых, нет упоминания, по сравнению с изменениями по внутреннему освещению, о возможности учета путем измерения этого цикличного времени работы осветительных приборов в отчетном периоде, хотя включение такой возможности представляется не только логичным, но и легко осуществимым, например, посредством внедрения системы АСУНО.
Переходим к системам отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха зданий, строений и сооружений (раздел VI новой методики).
VI. Определение объема потребления энергетического ресурса для мероприятий по повышению энергетической эффективности систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха зданий, строений и сооружений
В п.47 новой методики значительно расширена области применения: остались водяные системы отопления зданий, строений, сооружений (при отсутствии приборов учета) и к ним добавили энергопотребляющее оборудование систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха зданий, строений и сооружений.
В п.48 новой методики нет изменений, что логично, учитывая, что определение объема потребления тепловой энергии в базовом периоде осуществляется расчетным путем, предусмотренным Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1034. Т.е. расчетный способ установлен законодательно, и, естественно, не может быть изменен методикой.
В п.49 новой методики расширили значение базового показателя, теперь это не только договоры теплоснабжения, но и акты об осуществлении технологического присоединения к сетям теплоснабжения, и (или) акты оказанных услуг, и (или) СФ по поставке тепловой энергии, и (или) УПД, составленных в соответствующем периоде.
П.50 новой методики дополнили возможностью брать данные о среднесуточной температуре наружного воздуха за базовый период помимо метеостанций территориального органа исполнительной власти, осуществляющего функции оказания государственных услуг в области гидрометеорологии, также у организаций, имеющих соответствующую лицензию в области гидрометеорологии.
П.51 остался без изменений по сравнению с аналогичным пунктом старой методики: определить объем потребления тепловой энергии, теплоносителя после реализации мероприятий по повышению энергетической эффективности возможно ТОЛЬКО по приборам учета тепловой энергии, теплоносителя.
Пункты по определению объема потребления энергопотребляющим оборудованием систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха зданий, строений и сооружений отсутствуют в старой методике, т.к. в новой методике была расширена область применения путем включения данных пунктов, поэтому сравнить нам не с чем внесенные изменения. В связи с этим, просто кратко их проанализируем.
В п.52 указаны 2 способа определения объема потребления электрической энергии энергопотребляющим оборудованием в базовом и отчетном периодах. В данном пункте нет разграничения, когда заказчик выбирает тот или иной способ. По логике, если есть ПУ – используются данные с ПУ, нет его – расчетный способ, однако из данного пункта это не следует. Это указано только в п.56 новой методики.
В п.53 описывается перечень параметров, которые используются для определения объема потребления: перечень категорий энергопотребляющего оборудования, в отношении которых будут проведены измерения, с одинаковыми режимами работы на основе функционального назначения, и периоды времени использования такого оборудования.
Суть метода не меняется, только теперь выделяются не категории помещений/участков системы наружного освещения, а категории оборудования на основе функционального назначения, и время его использования (обратите внимание, что не часы работы).
П.54-55 новой методики описывают первый способ определения объема потребления (когда есть ПУ, а именно – система технического учета электрической энергии на базе приборов учета электрической энергии или контроллеров с датчиками тока).
В этом случае объем потребления электрической энергии, потребленный энергопотребляющим оборудованием i-й категории в базовом периоде умножается на количество энергопотребляющего оборудования i-й категории. Обратите внимание, что в п.55 указано про определение объема потребления в базовом и отчетных периодах, в то время как в самой формуле и ее описании указано только про объем потребления в базовом периоде. Явно недоработка, нужно сделать отдельно для базового, отдельно для отчетного, как в других разделах методики.
П.56 описывает второй способ определения объема потребления, и здесь мы видим наконец, указание на возможность применения данного способа - в случае если в базовом и (или) отчетном периодах отсутствует система технического учета электрической энергии. Расчетный метод, приведенный в п.56 новой методики определен произведением мощности энергопотребляющего оборудования i-й категории работающего в j-й категории режима работы и времени работы вводимого для эксплуатации i-й категории энергопотребляющего оборудования в j-й категории режима работы. Суть метода не меняется: мощность оборудования умножается на время его работы.
В п. 57 определено каким образом может быть подсчитано количество часов работы:
  • на основании графиков включения и выключения энергопотребляющего оборудования, режимных карт или иных документированных регламентов, позволяющих определить график работы энергопотребляющего оборудования,
  • на основе данных специализированных устройств, фиксирующих график работы энергопотребляющего оборудования.
Перечень открытый.
Данный пункт относится к расчетному способу определения объема потребления, указанному в п.56 новой методики. При этом совсем не ясно, как определять время работы оборудования, когда используется система технического учета, в соответствии с п.54 новой методики.
П.58 включен в редакции, которая действовала в отношении систем освещения в старой методике: замеры в базовом и отчетном периодах проводятся не ранее чем через 100 часов работы энергопотребляющим оборудованием с момента его установки и не ранее чем через 15 минут после включения энергопотребляющего оборудования. Указание про 100 ч исключает возможность провести замеры сразу же после мероприятий.
П.59 новой методики аналогичен п.21,31 новой методики: учет снижения мощности в результате использования технологий интеллектуального управления осуществляется в соответствии с пунктом 56 новой методики при условии фиксированного цикличного режима работы энергопотребляющего оборудования при использовании таких технологий с проведением соответствующих измерений.
В п.60 новой методики приведена неоднозначная формулировка: непонятно, связан ли данный пункт с предыдущим или тут речь в целом про применение расчетного способа в соответствии с пунктом 56 новой методики.
Переходим к энергопотребляющему оборудованию в составе оборудования для пищеприготовления для пищеприготовления (глава VIII методики). Раздел методики новый, его не было в предыдущей методике, поэтому сравнить внесенные изменения не с чем. В связи с этим, просто кратко их проанализируем. Суть данной главы, используемые методы и параметры аналогичны методам и параметрам энергопотребляющего оборудования систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха зданий, строений и сооружений (глава VI методики).
VIII. Определение объема потребления энергетического ресурса для мероприятий по повышению энергетической эффективности оборудования для пищеприготовления
В п.70 указаны 2 способа определения объема потребления электрической энергии энергопотребляющим оборудованием в базовом и отчетном периодах. В данном пункте нет разграничения, когда заказчик выбирает тот или иной способ. По логике, если есть ПУ – используются данные с ПУ, нет его – расчетный способ, однако из данного пункта это не следует. Это указано только в п.74 новой методики.
В п.71 описывается перечень параметров, которые используются для определения объема потребления: перечень категорий энергопотребляющего оборудования, в отношении которых будут проведены измерения, с одинаковыми режимами работы на основе функционального назначения, и периоды времени использования такого оборудования.
Суть метода не меняется, только теперь выделяются не категории помещений/участков систем наружного освещения, а категории оборудования на основе функционального назначения, и время его использования (обратите внимание, что не часы работы).
П.72-73 аналогичны пунктам 54-55 новой методики и описывают первый способ определения объема потребления (когда есть ПУ, а именно – система технического учета электрической энергии). В этом случае объем потребления электрической энергии, потребленный энергопотребляющим оборудованием i-й категории в базовом периоде умножается на количество энергопотребляющего оборудования i-й категории. Обратите внимание, что в п.73 указано про определение объема потребления в базовом и отчетных периодах, в то время как в самой формуле и ее описании указано только про объем потребления в базовом периоде. Явно недоработка, нужно сделать отдельно для базового, отдельно для отчетного, как в других разделах новой методики.
П.74 описывает второй способ определения объема потребления, и здесь мы видим наконец, указание на возможность применения данного способа - в случае если в базовом и (или) отчетном периодах отсутствует система технического учета электрической энергии. Расчетный метод, приведенный в п.74 новой методики определен произведением мощности энергопотребляющего оборудования i-й категории работающего в j-й категории режима работы и времени работы вводимого для эксплуатации i-й категории энергопотребляющего оборудования в j-й категории режима работы. Суть метода не меняется: мощность, умноженная на время работы оборудования.
В п. 75 определяет каким образом может быть подсчитано количество часов работы:
  • на основании графиков включения и выключения энергопотребляющего оборудования, режимных карт или иных документированных регламентов, позволяющих определить график работы энергопотребляющего оборудования,
  • на основе данных специализированных устройств, фиксирующих график работы энергопотребляющего оборудования.
Перечень открытый.
Данный пункт относится к расчетному способу определения объема потребления, указанному в п.74 новой методики. При этом совсем не ясно, как определять время работы оборудования, когда используется система технического учета, в соответствии с п.72 новой методики.
П.76 включен в редакции, которая действовала в отношении систем освещения в старой методике: замеры в базовом и отчетном периодах проводятся не ранее чем через 100 часов работы энергопотребляющим оборудованием с момента его установки и не ранее чем через 15 минут после включения энергопотребляющего оборудования. Указание про 100 ч исключает возможность провести замеры сразу же после мероприятий.
П.77 методики аналогичен п.21,31 новой методики и полностью аналогичен п.59 новой методики: учет снижения мощности в результате использования технологий интеллектуального управления осуществляется в соответствии с пунктом 74 новой методики при условии фиксированного цикличного режима работы энергопотребляющего оборудования при использовании таких технологий с проведением соответствующих измерений. Сомнительно, что на оборудовании, используемом для пищеприготовления, будут использованы данные технологии.
Необходимо отметить, что использование технологий интеллектуального управления в рамках ЭСК, применительно, естественно, к бюджетному сектору, за десятилетнюю историю более-менее массового развития энергосервисных услуг в стране пока еще себя не зарекомендовало
Представляется, что в целях применения указанных технологий в рамках реализации ЭСК, и развития данного направления, как вспомогательного инструмента для достижения более значимых показателей энергоэффективности проектов, порядку учета и, непосредственно, алгоритмам расчета достигнутого эффекта следует уделить более пристальное внимание.
В п.78 приведена неоднозначная формулировка: непонятно, связан ли данный пункт с предыдущим или тут речь в целом про применение расчетного способа в соответствии с пунктом 74 новой методики.
На этом заканчиваем наш сравнительный анализ методик.
В целом оцениваем новую методику положительно, хотя кардинальных изменений нет.
Практическое применение новой методики со временем ответит на вопрос о результативности данных нововведений и необходимости внесения очередных изменений в данный предмет регулирования и даст более детальное представление о корректном использовании ее положений.