Статьи

Сравнительный анализ методик определения объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении (сравнение методик Минэнерго и Минэкономразвития). Ч.I

Долгожданный приказ Минэкономразвития России от 29.02.2024 № 119 «Об утверждении методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса…» (далее – новая методика), который ожидали все причастные взамен Приказа Минэнерго России от 04.02.2016 г. №67 (далее – старая методика) с почти аналогичным названием, зарегистрировали в Минюсте России 30.05.2024 года.
Было внесено много хороших изменений (хороших для обеих сторон, на наш взгляд), в том числе:
  • добавили возможность определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий по повышению энергетической эффективности объектов электроэнергетики, энергетической эффективности оборудования для пищеприготовления;
  • уточнили период, за который рассчитывается доля размера экономии – теперь он может составлять месяц, квартал, полгода или год;
  • дано определение неполного отчетного периода и алгоритм действий в такие периоды;
  • определена возможность учета изменения иных факторов, влияющих на объем потребления энергетических ресурсов, в дополнение к факторам, порядок учета которых определен новой методикой;
  • измерения мощности осветительных приборов теперь проводится для 10 % от всех осветительных приборов с одинаковыми техническими характеристиками, но не более 10 штук. Важное дополнение к замерам: измерение мощности осветительных приборов в базовом и отчетном периодах производится однократно (правда с существенным уточнением – если иное не определено контрактом);
  • определен порядок действий в случае несоответствия освещенности в помещениях или невозможности определения мощности неработающих осветительных приборов. В данном случае применяется расчетная мощность, которая определяется по результатам проведения светотехнического расчета (СТР), определены требования к СТР и требования к специалистам, проводящим СТР.
Но обо всем по порядку. В данной статье постараемся проанализировать общие положения новой методики, а также в отношении систем внутреннего, наружного освещения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха зданий, строений, сооружений, оборудования для пищеприготовления. Объекты теплоснабжения и электроэнергетики анализировать не беремся, это новые разделы методики, которых в старой методике не было, кроме того, мы не сталкивались с такими контрактами на практике. В отношении электродвигателей (раздел IV методики) изменений нет, кроме уточнения в п.33 новой методики в части определения времени работы энергопотребляющего оборудования (на основании данных о времени работы энергопотребляющего оборудования).
Для начала напомним предпосылки для появления новой методики. Постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 № 890 (далее – ПП №890) были внесены следующие изменения в Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 (далее – ПП №636) с 01.04.2024 г.:
1. Согласно абз.5 п.6 приложения №1 к ПП №636, с 01.04.2024 г. определение объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий, осуществляемое одним из следующих способов:
  • расчетно-измерительным способом в соответствии с утвержденной Министерством экономического развития Российской Федерации методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении.

2. Согласно абз.3 п.7 приложения №1 к ПП №636, выбор порядка определения объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении после реализации исполнителем перечня мероприятий, осуществляемый одним из следующих способов:
  • расчетно-измерительным способом в соответствии с утвержденной Министерством экономического развития Российской Федерации методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении.
Таким образом, с 01.04.2024 г. для определения объёма потребления энергетического ресурса до и после реализации исполнителем перечня мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности в случае использования расчетно-измерительного метода, нужно использовать новую методику.
Однако методика была утверждена только 01.06.2024 г. Как же выходили заказчики из ситуации в переходный период (с 01.04.2024 по 01.06.2024)?
Во-первых, в ответах на запросы заказчики писали о том, что объем потребления энергетического ресурса определялся до даты вступления в силу указанных в запросе изменений, внесенных Постановлением Правительства от 31.05.2023 №890.
Кроме того, приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 04.02.2016 №67 отменили только с 01.06.2024 и до этого времени он являлся действующим. Новая методика вступила в действие только с 01.06.2024, в связи с чем ее использование не представлялось возможным.
Во-вторых, что касается г. Санкт-Петербурга, 23.04.2024 г. Комитет государственного заказа внес интересные изменения в Распоряжение Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга от 20.12.2013 N 113-р, суть которых сводилась к следующему: до вступления в силу Методики Минэкономразвития применяется методика определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, утвержденная приказом Минэнерго России от 04.02.2016 N 67.
Правомерность подхода КГЗ впоследствии подтвердил Санкт-Петербургский УФАС в своих решениях (Решения Санкт-Петербургского УФАС России от 26.06.24 по делам №44-2717/24, №44-2718/24), указав, что «…приказ Минэкономразвития России от 29.02.2024 № 119 зарегистрирован в Минюсте России 30.05.2024 № 78352) и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.05.2024. А из п.2 вышеуказанного приказа следует, что приказ вступает в силу с 1 июня 2024 года.
Таким образом, сведения о закупке соответствовали действующему законодательству, в редакции на дату размещения извещения и не содержала противоречий правовым актам, действовавшим на дату размещения извещения.»
Правда у тех заказчиков, чьи действия обжаловались, были внесены изменения в извещение уже после 01.06.2024, т.е. новая редакция извещения уже должна была соответствовать новой методике, но использовалась старая, однако Санкт-Петербургский УФАС расценил по-другому, посчитав достаточным, что в редакции на дату размещения извещения и не содержала противоречий правовым актам, действовавшим на дату размещения извещения.
Из этого также вытекает другой не менее интересный вопрос: что делать заказчикам с текущими контрактами, а также заказчикам, которые торговались в данном переходном периоде, когда еще не было новой методики?
Ответ – ничего.
Изменение законодательства после заключения публичного договора по общему правилу не влечет изменения условий договора (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49): изменение положений закона, правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (пункт 4 статьи 426 ГК РФ), после заключения публичного договора не влечет изменения условий договора, в частности, о порядке исполнения, сроках действия, существенных условиях, за исключением случаев, когда закон распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (пункты 1 и 2 статьи 422 ГК РФ).
Однако ни в ПП №890, внесшем изменения относительно методики в ПП №636, ни в приказе Минэкономразвития от 29.02.2024 №119 ничего не сказано об обратной силе данных законодательных актов, поэтому старая методика не подлежит изменению на новую методику и соответствующие положения контрактов заказчиков, разместивших извещения до 01.04.2024 г., либо на эту дату уже имеющих действующие энергосервисные контракты, остаются действующими и после 01.06.2024 г.
Переходим непосредственно к самой методике. Для наглядности сделали сравнение со старой по пунктам, поскольку это дает детально увидеть, где были внесены изменения по сравнению со старой, даже если они были точечные.
I. Общие положения
В пунктах 1, 2 новой методики сразу видим значительные изменения, во-первых, расширили область применения новой методики по сравнению со старой: раньше можно посчитать не все, а только объем потребления в случае реализации мероприятий по повышению энергетической эффективности систем внутреннего и наружного освещения, использования электродвигателей, а также систем теплоснабжения зданий, строений и сооружений.
Теперь же новая методика позволяет производить расчет объема потребления в отношении:
  • объектов теплоснабжения (раздел V);
  • энергопотребляющего оборудования систем вентиляции и кондиционирования воздуха зданий, строений и сооружений (раздел VI);
  • объектов электроэнергетики в части генерирующего оборудования объекта по производству электрической энергии, в том числе при его переводе на иной вид топлива (раздел VII);
  • энергопотребляющего оборудования в составе оборудования для пищеприготовления (раздел VIII).
Также в п.1 новой методики теперь очень четко указано на применение новой методики исключительно государственным (муниципальным) заказчиком, осуществляющим закупки в соответствии с Законом 44-ФЗ, и заключающим энергосервисные контракты в соответствии с ПП №636. В целом это и в предыдущей методике было прописано путем указания на государственного (муниципального) заказчика, теперь же субъект применения методики указан предельно четко.
В п.3 новой методики видим очень важные и нужные изменения, нацеленные в том числе, на будущее. Определение базового периода осталось неизменным: это период времени, выбранный для получения информации о параметрах, на основе которых может быть рассчитан объем потребления энергетических ресурсов до реализации мероприятий в соответствии с контрактом.
Базовый период тесно связан с определением НМЦК энергосервисного контракта, ведь потребление базового периода – основа для расчета НМЦК.
В соответствии с ч.3 приложения №2 к ПП №636, для энергосервисных контрактов, срок исполнения которых составляет более одного календарного года, начальная (максимальная) цена контракта определяется как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год, стоимости единицы энергетического ресурса на дату наступления срока оплаты заказчиком энергетического ресурса, непосредственно предшествующую дате объявления отбора, и минимального целого количества лет, составляющих срок исполнения контракта.
Но в ПП №636 не указано нужно ли брать календарный год или год как любые 12 месяцев. В новой методике этот момент конкретизировали: базовый период это 12 последовательных месяцев (т.е. начало базового периода может приходиться не на 1 января соответствующего года), что исключает соответствующие споры между участниками закупок и заказчиками. Зачастую антимонопольные органы вставали на сторону заказчиков (Решение Башкортостанского УФАС России от 23.12.2022 № 28/06/105-3873/2022, от 14.02.2023 № ТО002/06/106-222/2023, от 14.02.2023 № ТО002/06/106-223/2023; Решение Челябинского УФАС России от 18.10.2023 №074/06/105-2390/2023; Решение Ханты-Мансийского УФАС России от 13.12.2023 №086/06/108-2104/2023).
Также расширили период времени между окончанием базового периода и началом первого отчетного периода с 12 до 36 месяцев, что также может положительно сказаться на результативности закупок, поскольку будут исключены жалобы по данным основаниям.
Кроме того, такие изменения позволят заказчикам выбрать не только предшествующий год, а другой период. Для наглядности уточним, что это было бы очень актуально, например, в 2021 г., когда базовый период брали 2020 г., а учитывая пандемию, цифры потребления за 2020 г. у многих заказчиков были не совсем корректные, т.к. не отражали реального потребления.
В п.4 новой методики также претерпел изменения термин «отчетный период», теперь его привели в соответствие с терминологией, принятой в ПП №636, ведь достигаться экономия может не только в натуральном, но и в стоимостном выражении (если осуществляется переход с одного ресурса на другой сравнить натуральные величины не представляется возможным, сравнивается стоимостное выражение экономии до и после реализации энергосберегающих мероприятий). Уточнили сроки отчетного периода. Если раньше это мог быть любой выбранный заказчиком срок, то теперь только месяц, квартал, полгода или год. Обратите внимание, что нет уточнения в части того, календарные это сроки или нет. При этом в п.11 приложения №1 к ПП №636 нет подобных ограничений про продолжительность отчетного периода, а указано лишь, что продолжительность периода достижения доли размера экономии не может быть менее одного месяца и более одного года.
Т.о. ПП №636 не лимитирует сроки отчетного периода внутри 1 месяца – 1 года, в отличие от новой методики. На практике мы не видели контрактов, где были стояли другие сроки, например 2 или 4 месяца, но сроки 3 месяца (при этом не квартал) встречаются. Квартал имеет точные сроки, а начало течения 3-х месячного срока может приходиться и не на начало квартала. Но в целом абсолютному большинству ЭСКо и заказчиков такие нововведения не доставят неудобств.
Ввели п.5, аналогичный пункт отсутствовал в старой методике. Это очень хорошее уточнение. Теперь обязательно необходимо представлять объем потребления в зависимости от соответствующего календарного периода, что автоматически влечет и предоставление режимов работы по каждому календарному периоду. Большинство заказчиков так и делали, но не все, отсюда возникали споры, почему не представлен объем потребления по месяцам, а также режимы работы по каждому в разбивке по месяцам, теперь эти споры будут исключены. Но в целом в данном пункте просто узаконили то, что следует из здравого смысла, т.к. невключение объема потребления по части базового периода, который составляет менее 1 года, влечет невозможность прозрачно и открыто верифицировать достигнутую экономию.
В прошлом году рассматривались жалобы о необходимости указания информации о часах горения в разбивке по месяцам. По большей части разбивка по месяцам нужна только чтобы определить корректно объем потребления. Однако в ситуации, когда изменение часов горения влияет на объем потребления после проведения мероприятий, эта информация может понадобится при расчете достигнутой экономии. Тем не менее Ханты-Мансийский УФАС России посчитал неправомерным требовать от заказчика такую информацию, поскольку заявителем не было приведено доказательств о том, что при отсутствии информации о часах горения системы внутреннего освещения объекта с разбивкой по месяцам не представляется возможным сделать корректное предложение о сумме и цене энергосервисного контракта (Решение Ханты-Мансийского УФАС России от 19.10.2023 № 086/06/108-1643/2023).
Фактически новая методика снова конкретизирует ПП №636, в котором таких уточнений нет: в ПП №636 не указано, что необходимо базовый период разбивать на части, аналогичные по длительности отчетному периоду и отдельно предоставлять за них объем потребления: в п.6 ПП № 636 сделана просто отсылка на новую методику: определение объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий, осуществляемое одним из следующих способов: расчетно-измерительным способом в соответствии с утвержденной Министерством экономического развития Российской Федерации методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении.
Ввели понятие неполного отчетного периода в целях учета интересов ЭСКо.
При внимательном прочтении следует следующее: положения новой методики, установленные для отчетного периода, распространяются на неполные отчетные периоды ТОЛЬКО при условии, что при определении достигнутой доли экономии энергетического ресурса, которая должна обеспечиваться исполнителем за соответствующий отчетный период, объем потребления энергетического ресурса в соответствующий ему календарный базовый период уменьшается пропорционально уменьшению количества дней соответствующего отчетного периода. Соответственно, можно сделать вывод о том, что если объем потребления не уменьшается пропорционально количеству дней отчетного периода, то применять положения методики нельзя. Однако время покажет, насколько данные выводы верные. В п.9 новой методики указано, что можно учитывать и иные факторы, влияющие на объем потребления, что фактически дает заказчику учесть неполный отчетный период по-другому. Тем не менее мы рекомендуем включать неполный отчетный период в контракты во избежание соответствующих жалоб от участников закупок.
В п.7 мы также видим изменения в части параметров, на основании которых производится расчет объема потребления.
Для электрической энергии сделали разграничение по целям использования: отдельно для электрической энергии, потребляемой осветительными приборами и отдельно для электрической энергии, потребляемой иным энергопотребляющим оборудованием (например, систем вентиляции и кондиционирования воздуха зданий, строений и сооружений, оборудования для пищеприготовления. Для электрической энергии, потребляемой осветительными приборами, это мощность и время работы осветительных приборов, в отношении которых проводится мероприятие. Для электрической энергии, потребляемой иным энергопотребляющим оборудованием, это объем потребления электрической энергии таким энергопотребляющим оборудованием и объем потребления электрической энергии иного энергопотребляющего оборудования.
Убрали непонятный термин «энергопринимающая установка».
Для тепловой энергии изменений нет: параметрами являются количество тепловой энергии и продолжительность периода отопления при условии, что значение не менее одного из данных параметров должно быть измерено.
Также введены параметры для новых источников энергетических ресурсов (т.к. саму область применения новой методики расширили: появились параметры для топлива или иного энергетического ресурса, используемых в целях производства тепловой или электрической энергии): это объем потребления энергетического ресурса для производства тепловой или электрической энергии либо его удельного потребления, продолжительность периода его использования в целях производства тепловой или электрической энергии и количества тепловой энергии, необходимой для покрытия тепловой нагрузки (объем отпуска электрической энергии в точках поставки на генерирующем оборудовании объекта по производству электрической энергии), при условии, что значения указанных параметров должны быть измерены. Это параметры, касающиеся объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения.
В первом абз. п.8 новой методики изменений нет: способы определения значений объема потребления энергетических ресурсов, параметров мощности, времени работы энергопотребляющего оборудования, периоды, время и точки проведения измерений (наблюдений) в отчетном периоде должны быть аналогичны используемым в базовом периоде.
Включена возможность менять способ определения значений объема потребления энергетических ресурсов при внесении изменений в методику (фраза «если иное не определено Методикой»).
Второй абзац старой методики в новой методике исключен. Мы считаем, что убрали абсолютно обоснованно, этот абзац не совсем соответствовал п.6 ПП №636, в котором сказано: при установке исполнителем прибора учета используемого энергетического ресурса и фиксации сторонами данных об объеме (доле объема) потребления энергетического ресурса заказчиком, полученных при помощи этого прибора за период, который составляет не менее одного календарного месяца до начала реализации перечня мероприятий, - на основании планируемого объема потребления энергетического ресурса, сформированного заказчиком по фактическим данным об объеме потребления энергетического ресурса на объекте, определенным при помощи такого прибора учета используемого энергетического ресурса.
Т.е. если будет установлен прибор учета (далее – ПУ), то методика в любом случае использоваться не будет, поэтому смысла в этом абзаце не было.
Включили новый пункт, аналогичный отсутствовал в предыдущей методике: положения новой методики не исключают возможность учета иных факторов, влияющих на объем потребления энергетических ресурсов, в дополнение к факторам, порядок учета которых определен новой методикой.
Важное указание, его включение позволит заказчику включать сопоставимые условия в соответствии со спецификой его объекта, а не только быть завязанным на методику. Однако нужно понимать, что, предоставляя более широкие полномочия самому заказчику решать, какие факторы учитывать, и хорошо и плохо одновременно. Хорошо, поскольку позволяет учитывать заказчикам особенности объекта, а плохо, потому что заказчикам не на что опереться при разработке соответствующих положений контракта, и требуются квалифицированные специалисты для включения учета факторов в контракт, которые в большинстве случаев у заказчиков отсутствуют.
Изменений нет.
С общими положениями закончили. Переходим к разбору новой методики по отдельным энергетическим ресурсам и целям их использования на объекте. Начнем с внутреннего освещения. Это раздел II новой методики.
II. Определение объема потребления энергетического ресурса для мероприятий по повышению энергетической эффективности систем внутреннего освещения
В старой методике было выделено 2 способа для определения объема электрической энергии:
  • на основании показаний прибора учета потребляемой электрической энергии системой внутреннего освещения и иными энергопотребляющими установками в соответствии с п. 2.3 методики;
  • и на основании данных о времени работы системы внутреннего освещения и ее мощности в соответствии с п. 2.4 методики.
Первый способ выделен в старой методике как приоритетный, однако фактически его никто не использовал по 2 причинам.
Его формула максимально проста: берется объем потребления по приборам учета по всему объекту, т.е. зданию, или зданиям, если один ПУ и вычитается все остальное потребление.
При этом все остальное потребление (т.е. потребление энергопотребляющими установками, подключенными к системе электроснабжения внутреннего освещения в терминологии старой методики) рассчитывается:
  • на основании данных о присоединенной мощности такой установки;
  • на основании данных измерений мощности или объема потребления электрической энергии такой установки.
При этом ничего не сказано о второй составляющей объема потребления – времени работы.
Это первая причина.
А вторая – подсчитать объем по иным источникам потребления электроэнергии просто нереально: везде есть компьютеры и прочая оргтехника, настольные лампы, электрочайники и электрообогреватели, в конце концов, режимы работы которых невозможно корректно спрогнозировать и определить. Этим методом можно прикинуть разве что «на глазок», что не совсем корректно, поскольку потом объем потребления будет использоваться при расчете экономии и его расчет должен быть обоснован.
Поэтому данный способ никто не использовал, и все переходили сразу ко 2 способу, при котором используются параметры мощности и времени работы.
Второй способ был основан на данных о времени работы системы внутреннего освещения и ее мощности и используется в случае несоответствия освещенности установленным нормам или наличия неработающих световых приборов. Такая ситуация у 100% заказчиков, поэтому использование данного метода было обоснованно.
В связи с такой запутанностью в этих 2 способах, разобраться в этом сходу было непросто. Поэтому изменения, в п.11 новой методики, на наш взгляд, положительно скажутся на работе заказчиков: исключен первый приоритетный способ старой методики на основании показаний прибора учета потребляемой электрической энергии системой внутреннего освещения и иными энергопотребляющими установками в продолжение уже разобранного нами п.7 новой методики (там исключили термин «энергопотребляющая установка»).
Очень хорошо, что для внутреннего освещения первый способ был исключен: он только путал заказчиков, и фактически его никто не использовал, т.е. новая методика узаконила повсеместную практику.
В п.12 также внесли интересные изменения по сравнению со старой методикой. Во-первых, помимо определения категорий помещений ввели определение заказчиком категории дней, дав полномочия заказчику самому их определить (перечень открытый), и унифицировав с категориями помещений по признаку – одинаковое время работы осветительных приборов.
Во-вторых, исключили объединение помещений на основании функционального назначения, категории помещений теперь выделяются только на основании времени работы осветительных приборов. Это изменение очень логичное и важное, предоставляющее бОльшие возможности и гибкость в распределении категорий помещений для заказчиков, поскольку не всегда одинаковый функционал помещений означает одинаковую продолжительность времени работы. Фактически и здесь новая методика снова узаконила повсеместную практику на местах.
Пункты 2.3, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3 старой методики не нашли отражение в новой, поскольку сам термин «энергопринимающая установка», а также первый способ из старой методики - на основании показаний прибора учета потребляемой электрической энергии системой внутреннего освещения и иными энергопотребляющими установками в соответствии с п. 2.3 Методики – были исключены. Соответственно, исключили и все пункты, связанные с данным способом определения объема потребления.
В методиках, что старой, что новой приведено много формул по данному способу, в том числе, есть учет коэффициента освещенности (в старой методике), но фактически он сводится к очень простой формуле: суммарная мощность светильников, умноженная на время работы светильников в зависимости от категории помещений, в которой они установлены.
Изменений в п.13 новой методики по сравнению со старой нет, кроме как определения Pi вн. расчет, теперь это суммарная мощность, а не просто мощность.
Справедливости ради следует отметить, что большого смысла в этом нет, т.к. в п.17 все равно применили выражение мощность, а не суммарная мощность, а внутри самой формулы указано, что это как раз суммарная мощность. На наш взгляд корректней было бы оставить предыдущую редакцию Минэнерго, но уж как есть.
Сочтем это юридико-техническими правками, которые не повлияют на корректность непосредственно расчетов.
В п.14 новой методики фактически представлена та же формула что и была в предыдущей методике. Ее упростили в связи с тем, что дали заказчикам возможность самим определять категории дней (п.12 новой методики: рабочие дни, выходные и праздничные дни, нерабочие дни или иные категории дней), в предыдущей методике идет разграничение только на рабочие и нерабочие, это видно из описания составляющих формулы:
  • Tiср.р - среднее количество часов работы световых приборов в рабочий день в помещении i-й категории;
  • Tiср.н - среднее количество часов работы световых приборов в нерабочий день в помещении i-й категории.
В п.15 новой методики также произошло упрощение по сравнению со старой: исключили способы определения часов работы:
  • б) на основании журнала учета времени работы системы освещения;
  • в) на основе данных специализированных устройств, фиксирующих график работы системы освещения,
оставив только график работы осветительных приборов для различных категорий помещений и дней.
Также есть указание об обязательном включении графика работы осветительных приборов в контракт, что также отсутствовало в старой методике.
Фактически на практике это так и происходило, но не было нормативно урегулировано, новая методика восполнила этот пробел.
В графиках часов работы в зависимости от категорий помещений (приложение №1 к методикам) имеются различия только в выделении категорий дней (если в старой методике выделяли рабочие/нерабочие), то в новой дали заказчикам право определять данные категории.
В п.16 новой методики значительные изменения по сравнению со старой методикой и, наверное, одни из наиболее важных для ЭСКо.
Во-первых, сократили предельное количество однотипных световых приборов для измерений со 100 до 10 шт.
Во-вторых, ввели очень важное дополнение про однократность проведения измерений в базовом и первом отчетном периоде (первом неполном отчетном периоде).
При этом заказчик вправе предусмотреть иной вариант и обязать проводить измерения чаще: «если иное не определено контрактом».
Фактически никто не проводил измерения каждый отчетный период, опять же новая методика нормативно урегулировала сложившуюся практику. Однако заказчик может внести коррективы, например, потребовав проводить замеры раз в год или раз в 3 года, что имеет смысл во многих отношениях, а теперь еще и юридически обоснованно.
Исключили положение о замерах мощности в базовом и отчетном периодах не ранее чем через 100 часов работы световых приборов с момента их установки и не ранее чем через один час после включения светового прибора для более оперативной сдачи работ, а также для возможности получения экономии в неполных отчетных периодах.
Изменения логичны в отношении отчетного периода, т.к. замеры через 100 ч означали, что после окончания мероприятий сразу замеры не провести, а это значит, что и экономию не подсчитать.
Тем не менее в остальных разделах новой методики данные положения оставили, например, в наружном освещении в немного измененной редакции такие положения остались (п.26 методики).
Изменений нет.
Изменений нет.
Made on
Tilda