Статьи

Оценка заявок при энергосервисной закупке согласно постановлению №2604 часть 1

Что нужно учитывать заказчику энергосервисной закупки при формировании критерия оценки «квалификация участников закупки»?

Большинству профессиональных участников рынка энергосервисных услуг знакомо такое понятие как «квалификация участников закупки» при проведении конкурсных процедур на право заключения энергосервисного контракта в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Это ни что иное, как тот самый критерий оценки заявки участника, на основании которого, в большей степени, и определяется победитель конкурса.

Достаточно вольная (но допустимая в правовом поле) интерпретация в документации о закупке таких показателей, как «опыт» или, например, «деловая репутация», по всей видимости, закончилась с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 31 декабря 2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд…».

Теперь никто не сможет похвастаться «количеством заключенных контрактов» или «суммой достигнутой экономии» по контрактам действующим. Дальше ориентируемся исключительно на договоры, обязательства по которым исполнены.

Аналогичная ситуация с оценкой «деловой репутации». Теперь будет выходить на конкурсы без «благодарственных писем» и прочих восхвалений себя любимых. Теперь исключительно «значение индекса деловой репутации», причем в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Системам добровольной сертификации опять же, тоже хлеб с маслом.

Квалификация участников закупки: изменение нормативной базы

С 1 января 2022 года вступило в действие постановление Правительства РФ от 31 декабря 2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд…», в результате утратило силу постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На первый взгляд меняется не так много, но это не так. В системе оценки появляется обновленная терминология, порядок оценки теперь устанавливается в первую очередь в извещении (конкурсная документация формируется в исключительных случаях), а также прилагается к извещению в форме отдельного документа.

В извещении, в соответствии с Положением о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок (утв. постановлением Правительства РФ № 60 от 27.01.2022), указываются критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости критериев. Сам порядок оценки необходимо составить по форме, установленной приложением №1 к постановлению № 2604.

Также в новом порядке оценки отсутствует разделение на «стоимостные» и «нестоимостные» критерии оценки, отсутствует понятие «коэффициента значимости критерия оценки», «рейтинга заявки», появились новые термины:

Согласно постановлению № 1085 присутствовали термины:

  • “оценка” – процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены;
  • “значимость критерия оценки” – вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, выраженный в процентах;

В постановлении № 2604 эти два термина изменились и появились новые:

  • “оценка заявок” – действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок;
  • “значимость показателя оценки” – вес показателя оценки в процентах в совокупности всех показателей оценки, детализирующих оценку заявок по соответствующему критерию оценки;
  • “показатель оценки” – вид расхода, вид характеристики объекта закупки и вид характеристики квалификации участников закупки, детализирующие оценку заявок по соответствующему критерию оценки;
  • “значимость показателя оценки” – вес показателя оценки в процентах в совокупности всех показателей оценки, детализирующих оценку заявок по соответствующему критерию оценки;
  • “функциональная зависимость” – зависимость между значением показателя оценки и значением количества присваиваемых баллов, при которой одному значению показателя оценки соответствует одно значение количества баллов;
  • “шкала оценки” – значения количества баллов, присваиваемых определенным значениям показателя оценки в случае отсутствия между ними функциональной зависимости, а также в случае, если показатель оценки не определяется количественным значением.

В отношении конкурса порядок оценки стал более детализирован. Применяются не менее двух критериев оценки, один из которых цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги.

И тут опять ждет сюрприз: вместо цены контракта возможна оценка предложения о сумме в случае с энергосервисным контрактом, в соответствии с ч.9 ст. 108 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ, и такой стоимостной критерий раньше был установлен в Постановлении № 1085. В Постановлении № 2604 его убрали, оставив только цену контракта, сумму цен единиц товара, работы, услуги. Значит ли это, что нужно оценивать цену контракта, а не предложение о сумме? Наше мнение – нет, все остается как раньше, в связи с тем, что в вышеуказанную ч.9 ст.108 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ изменения не вносились, и он имеет бОльшую юридическую силу, чем Постановление № 2604. Значит ли это, что добавится проблем? Вполне возможно!

Значимость критериев регламентирована приложением № 2 к Постановлению № 2604 (подобное приложение было и в предыдущем порядке оценки), сумма величин значимости составляет 100%. Сам порядок оценки формируется следующим образом:

  • в разделе I указывается информация о заказчике (полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе, место нахождения с указанием кода территории населенного пункта в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований, телефон и адрес электронной почты) и закупке (наименование объекта закупки)
  • раздел II заполняется в части применяемых критериев оценки, показателей оценки, в том числе предусмотренных подпунктом “а” пункта 8 Положения, показателей оценки, детализирующих применяемый показатель оценки, значимости критериев оценки, значимости показателей оценки, а также в части шкалы оценки или формул, предусмотренных настоящим Положением
  • в разделе III указываются отдельные положения о применении отдельных критериев оценки и показателей оценки, предусмотренных разделом II, а именно:

  1. в графе 2 указываются наименования критерия оценки, показателя оценки, детализирующего показателя, при применении которого в графе 3 устанавливается соответствующее отдельное положение
  2. в графе 3 указываются отдельные положения о применении соответствующих критерия оценки, показателя оценки, а также детализирующего показателя, в том числе положения, предусмотренные пунктами 27 – 35 настоящего Положения.

Новые показатели критерия «квалификация участников закупки»

Ниже рассмотрим лишь те изменения, которые касаются такого критерия оценки заявок участников как «квалификация участников закупки», включая новые формулировки показателей оценки и их возможные трактовки в целях проведения конкурса на право заключения энергосервисного контракта.

Тут тоже появились общие правила.

Во-первых, применяются детализирующие показатели (они установлены для всех показателей, кроме показателя «наличие у участников закупки финансовых ресурсов»).

Во-вторых, в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100%.

В-третьих, теперь действия членов комиссии по оценке заявок регламентированы: оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.

Сравним определение критерия «квалификация участников закупки» до 1 января 2022 года и после.

БЫЛО. Постановление № 1085 (пункт 27)

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

СТАЛО. Постановление № 2604 (пункт 24)

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

БЫЛО. б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

СТАЛО. в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

БЫЛО. в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

СТАЛО. б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

БЫЛО. г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

СТАЛО. –

БЫЛО. д) деловая репутация участника закупки.

СТАЛО. г) наличие у участников закупки деловой репутации;

БЫЛО. –

СТАЛО. а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов.

Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что из прошлого перечня показателей (Постановление № 1085) убрали подпункт «г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами». С нашей точки зрения вполне логичное решение, потому что данный подпункт был неразрывно связан с пп. «а» «квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг».

При этом, в новый перечень показателей (Постановление № 2604) добавили подпункт «а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов». Необходимо отметить, что такой показатель нестоимостного критерия и ранее применялся при оценке квалификации участников закупки, в том числе, в энергосервисных закупках, имеет положительную практику в антимонопольных органах, а правомерность его применения также подтверждали судебные постановления, в том числе Верховного Суда РФ. В новой редакции всего лишь конкретизировали этот факт. При этом право установить детализирующие показатели оставили заказчику.

Наличие у участников закупки опыта

Разберемся с показателем наличия у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.

По новым закупкам, размещенным на площадках с 1 января 2022 года, в качестве подтверждения опыта участник закупки должен представить сведения исключительно по исполненным договорам, при этом не ограничиваясь договорами в рамках закона о контрактной системе № 44-ФЗ, а включая все исполненные гражданско-правовые договоры, хоть с ООО «Ромашка» (п. 28 постановления № 2604).

Применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

  • общая цена исполненных участником закупки договоров;
  • общее количество исполненных участником закупки договоров;
  • наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

При этом последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

Порядком оценки должен быть установлен предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Также заказчик устанавливает перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (т.е. заказчик вправе установить и иные документы, помимо указанных, например, акт приемки перечня энергосберегаюших мероприятий).

При этом документы должны быть представлены в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением отдельных случаев (не относящихся к энергосервисной закупке). При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии. Таким образом, теперь в заявке необходимо будет предоставлять полный перечень документов, представление только информационных писем со ссылками на соответствующие реестровые записи в ЕИС, как зачастую делали раньше, теперь не соответствуют нормам постановления № 2604.

Может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (или договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Таким образом, споры о правомерности установления требования к предъявлению только контрактов (договоров), по которым отсутствуют судебные разбирательства, начисленные неустойки, теперь в прошлом, устанавливать такие требования будет неправомерно.

В целом же для подавляющего большинства энергосервисных компаний, «выезжавших» по нестоимостному критерию в основном на количестве «заключенных» энергосервисных контрактов и прочих сопутствующих показателях в процессе их исполнения (величина экономии на момент подачи заявки и т.д.), есть тема для размышлений, а может быть и для грусти. Представляется, что успехами об исполненных энергосервисных контрактах может похвастаться очень ограниченный круг действующих участников закупок на энергосервис.

Осталось только увидеть, как будет интерпретировать антимонопольная служба «наличие опыта, связанного с предметом контракта» в части закупки на энергосервисные услуги, учитывая предыдущий опыт трактовки (письмо № ИА/80326/20). Как говорится – практика покажет.

Специалисты определенного уровня квалификации

В части наличия у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации также регламентирован перечень документов и частично порядок оценки. Порядком оценки устанавливается:

а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;

б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом «а»:

  • трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
  • документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.

Из формулировок вытекает, что участник закупки не может представить предложение по данному показателю, в случае наличия у него специалистов, привлеченных по договорам гражданско-правового характера, что, безусловно, скажется на некрупных энергосервисных компаниях. Документы, подтверждающие квалификацию в соответствии с профессиональными стандартами, также вызывают вопросы. Во-первых, перечень профессиональных стандартов продолжает формироваться и установлен не для всех специальностей. Т.е., если нет соответствующего профстандарта, то какие документы нужно представлять?

Кроме того, профессиональные стандарты имеют рекомендательный характер и обязательны для соблюдения в тех случаях, которые предусмотрены ст. 57 и ст. 195.3 ТК РФ, только в части требований к квалификации и наименований должностей, профессий, специальностей. Т.е. если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, а также если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Однако этот факт не учитывается. Т.е., если у участника закупки имеются необходимые трудовые ресурсы с нужной квалификацией, однако отсутствует профессиональный стандарт либо он не обязателен для применения в части квалификации и в нем указаны отличные от имеющейся квалификации у работника требования к квалификации, то что тогда представлять в заявках? А ведь увольнять работников из-за несоответствия даже обязательному для применения профстандарту запрещено! Еще в 2018 году Конституционный Суд в своем постановлении от 14.11.2018 № 41-П указал, что вступление в силу профессиональных стандартов не предполагает увольнения с работы лиц, не соответствующих в полной мере квалификационным требованиям к образованию, но успешно выполняющих свои трудовые обязанности. Таким образом, создаются предпосылки для невозможности справедливой оценки по данному показателю в текущей редакции постановления № 2604.

Если рассматривать профстандарты, которые могут применяться при реализации энергосервисного контракта, то пока есть только один, утвержденный приказом Минтруда России от 15.02.2017 № 188н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по проведению энергосервисных мероприятий на объектах капитального строительства».

Он включает 4 обобщенные функции, соответственно требования также предъявляются к разным специалистам: экономистам, юристам, инженерам, ведущим инженерам. Обращаем внимание, что этот стандарт можно использовать только в случае, если мероприятия проводятся на объектах капитального строительства.

Данным профстандартом (а конкретно: обобщенной функцией 3.4 «выполнение работ по разработке и исполнению технического решения по реализации энергосервисных мероприятий на объектах капитального строительства») предъявляются следующие требования к наименованию должностей, квалификации:

Возможные наименования должностей, профессий:

  • Специалист (инженер) по разработке и исполнению технического решения по реализации энергосервисных мероприятий на объектах капитального строительства
  • Ведущий специалист (ведущий инженер) по разработке и исполнению технического решения по реализации энергосервисных мероприятий на объектах капитального строительства

Требования к образованию и обучению. Высшее образование – специалитет, магистратура и дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки в области проведения работ по разработке и исполнению технического решения по реализации энергосервисных мероприятий на объектах капитального строительства

Требования к опыту практической работы:

  • Для специалиста – не менее трех лет в области проведения работ по разработке и исполнению технического решения по реализации энергосервисных мероприятий на объектах капитального строительства
  • Для ведущего специалиста – не менее пяти лет в области проведения работ по разработке и исполнению технического решения по реализации энергосервисных мероприятий на объектах капитального строительства

Особые условия допуска к работе: –

Другие характеристики. Дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации в области проведения работ по разработке и исполнению технического решения по реализации энергосервисных мероприятий на объектах капитального строительства

В функции данных специалистов входят следующие:

3.4.1. Трудовая функция «Определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности при проведении энергосервисных мероприятий на объектах капитального строительства»

Трудовые действия:

  • Сбор исходных данных по потреблению энергоресурсов на объектах капитального строительства в соответствии с формой опросных листов
  • Проведение экспресс-обследования объектов капитального строительства с целью определения технических возможностей по реализации энергосервисных мероприятий
  • Проведение камерального обследования объектов капитального строительства с целью определения технических возможностей по реализации энергосервисных мероприятий
  • Определение по результатам проведенных обследований технической возможности применения энергоэффективных технических решений, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности на объектах капитального строительства
  • Определение эффективного, рационального и комплексного технического решения по применению энергоэффективных технологий для реализации энергосервисных мероприятий

3.4.2. Трудовая функция «Разработка технического решения по проведению энергосервисных мероприятий на объектах капитального строительства»

Трудовые действия:

  • Подготовка вариантов проектов энергоэффективных технических решений, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности на объектах капитального строительства
  • Подбор оборудования и материалов для реализации технического решения, направленного на энергосбережение и повышение энергетической эффективности на объектах капитального строительства
  • Подготовка технико-экономического обоснования применения технического решения, направленного на энергосбережение и повышение энергетической эффективности на объектах капитального строительства
  • Составление и согласование проекта технического задания по реализации энергосервисных мероприятий на объектах капитального строительства


Made on
Tilda