Обзор рынка энергосервисных закупок за 2024 год включил в себя все размещенные конкурентные процедуры на энергосервис по федеральным законам №№ 44-ФЗ и 223-ФЗ. В обзоре представлен анализ динамики закупок, региональное распределение контрактов, анализ по предмету контракта, основные игроки рынка и факторы, повлиявшие на его развитие.
1. Динамика рынка энергосервисных закупок
Всего было размещено 487 конкурентных процедур в 39 субъектах РФ. Динамика закупок на энергосервис за последние четыре года приведена в таблице 1 и на графике ниже.
Таблица 1
Количественные показатели, как мы видим, снижаются по всем существенным позициям – и по количеству размещенных закупок, и по количеству субъектов РФ, и по количеству ЭСКо, которые остались в этой сфере деятельности.
Основные причины снижения
С чем это связано? Однозначного ответа быть не может, но не последнюю роль здесь сыграла ключевая ставка ЦБ РФ. Напомним, что 2021 год начинали со ставкой 4,25%, в конце февраля 2022 КС поднялась до 20% годовых, и далее, снижаясь и увеличиваясь, плавно доросла до сегодняшних 21%. Причем весь 2024 год КС не опускалась ниже 16%. При таких условиях некоторые крупные ЭС-компании взяли паузу с участием в новых ЭС-проектах. И это вполне естественно в сегодняшних условиях!
Итак, причинами снижения, на наш взгляд, можно назвать следующие:
Рост ключевой ставки ЦБ РФ (до 21%), что сделало финансирование проектов менее выгодным;
Сокращение числа активных ЭСКо из-за высокой стоимости заемных средств.
Результативность закупок
В 2024 году «результативные» закупки, по итогам которых были заключены ЭС-контракты, составило 84% от всех размещенных извещений (409 из 487 в количественном выражении). Наблюдается устойчивый рост с 2022 г.
Для сравнения: В 2023 году этот показатель составил 79% (480 из 608). В 2022 году – 77% (448 из 580).
2. Предмет энергосервисного договора (контракта)
Предмет энергосервисного контракта разделили по семи укрупненным типам, представленным в таблице 3 и ниже на графиках.
Таблица 2
Рассмотрим наиболее значимые типы контрактов.
1) Более половины всех закупок осуществляются по замене внутреннего освещения, при этом цена всех заключенных ЭСК по системе внутреннего освещения составляет менее 5% от общей цены всех заключенных контрактов.
Примечательно, что максимальный и минимальный срок заключенных ЭСК по внутреннему освещению варьируется от 4-х до 20 лет.
Сразу оговоримся, что цены энергосервисных контрактов взяты из системы ЕИС, и оспаривать их мы не можем по определению. Однако, выборочный анализ закупок дает основания полагать, что по многим из них цена контракта сформирована, как минимум, не корректно1.
1Пояснение: по подавляющему большинству закупок на энергосервис (в частности, в рамках закона №44-ФЗ) и в силу специфики ст. 108 закона, вместо такого критерия оценки заявки на участие в конкурсе, как цена контракта, комиссия оценивает и сопоставляет такой критерий, как «предложение о сумме». Цена же контракта определяется по другому алгоритму в силу специфики все той же ст. 108, и в случае закупки по третьему условию ч.3 ст.108 будет существенно меньше «предложения о сумме», которое оценивает комиссия.
Мы подробно разбираем такие нюансы в своих обучающих вебинарах.
2) Треть всех закупок приходится на проекты, связанные с оптимизацией подачи теплоносителя на объектах учреждений. При этом сроки ЭСК варьируется от 4-х до 20 лет, а цена всех заключенных ЭСК по системе отопления составляет 10% от общей цены всех заключенных контрактов.
3) В 2024 году значительно снизилось количество закупок по системе наружного (уличного) освещения. Всего было размещено 30 закупок, 22 из которых были результативные (73%). Наблюдается резкое падение, ниже уровня 2022 г.
Для сравнения: В 2023 году этот показатель составил 57 из 78 (73%). В 2022 году – 49 из 55 (89%).
Обращает на себя внимание тот факт, что более половины (16) всех размещенных закупок по системе наружного (уличного) освещения имели разбирательство в антимонопольных органах.
Наглядная информация о результатах закупок на цели уличного освещения представлена в таблице 3.
Таблица 3
Характерной особенностью является тот факт, что по большинству закупок подавалась только одна заявка участника, т.е. основные события разворачиваются исключительно на этапе «подачи заявки», предположительно с целью, чтобы Заказчик отменил закупку (частично это имеет успех).
Лидеры по количеству жалоб по закупкам 2024 года на уличное освещение указаны в таблице 4:
Таблица 4
4) Обращают на себя внимание ЭС-проекты, предметом которых является «установка автономного источника теплоснабжения на газообразном топливе». Срок действия таких проектов достигает по отдельным закупкам 50-ти лет (в нашем обзоре за 2022 год мы уже обращали внимание на такие проекты, но их срок тогда не превышал 15-ти лет). Подобные контракты заключены в Саратовской области.
5) Предмет контракта «потери в сетях». Количество закупок с таким предметом контракта выросло до 8 за два последних года (2023 – 7 результативных закупок; 2022 – две закупки). Цена заключенных ЭСК составила почти 11 млрд. рублей, что составляет более 40% от цены всех заключенных контрактов.
Основной интерес приходится на контракты в Свердловской области (4 заключенных ЭСК на 6,5 млрд. рублей). Вместе с тем этот «предмет» контракта, как мы писали ранее, является неким квази-энергосервисом и привязан в большей части к покрытию затрат инвестора, нежели к платежу за экономию ресурса за определенный срок.
3. Региональный анализ
В целом рынок не провалился, а статистику данного вида деятельности продолжают формировать всё те же субъекты РФ, в которых реализация энергосберегающих мероприятий посредством заключения энергосервисных контрактов являются приоритетным источником финансирования в бюджетном секторе (таблица 5 представлена ниже).
Таблица 5
В таблице 5 мы представили детализированные данные по закупочным процедурам в разрезе каждого региона, включая раскладку по итогам торгов, информацию по цене ЭС-контрактов (сводную по региону), минимальные и максимальные значения по сроку их действия и тарифам на тепловую и электрическую энергии при формировании НМЦК.
Кроме того, отдельно выделены группы «Заказчиков ЭСК», которые не являются подведомственным учреждениями органов исполнительной власти субъектов, и организовывают работу по реализации ЭС-контрактов в соответствии о своими корпоративными планами.
Присвоение порядкового номера ориентировано на количество заключенных ЭС-контрактов, при их равенстве – на общую цену ЭС-контрактов (это мнение автора, просьба отнестись с пониманием).
Как видно из таблицы, активность рынка энергосервиса остается неравномерной.
Лидерами по количеству контрактов стали Санкт-Петербург (106), Якутия (39), Красноярский край (27). 70% контрактов заключено в 10 регионах.
По наибольшей сумме контрактов можно выделить следующие: Якутия (1,46 млрд руб.), Ставропольский край (700 млн. руб.), Краснодарский край (545 млн. руб.).
Лучшую результативность показали (не берем в расчет единичные закупки): Мурманская область (94,7%: 18 из 19 закупок), Санкт-Петербург (93,8%: 106 из 113 закупок), Якутия (91,2%: 31 из 34 закупок).
Худшую результативность показали (опять же не берем в расчет единичные закупки): Ханты-Мансийский АО (74,1%: 20 из 27 закупок), Кемеровская область (74,4%: 20 из 28 закупок), Сахалинская область (70,3%: 26 из 37 закупок).
На графиках ниже представлены топ-15 регионов по количеству и сумме заключенных контрактов:
4. Конкурентные процедуры в рамках 44 и 223-ФЗ
Таблица 6
Более 80% всех размещенных закупок на ЭСК осуществляются в рамках закона 44-ФЗ. Подавляющая часть из них проходят в рамках открытых конкурсов, но есть и исключения в виде аукционов (9% от всех закупок по 44-ФЗ) и запрос котировок (3,5%). Открытый конкурс – наиболее популярный и результативный метод в 44-ФЗ. В 223-ФЗ наблюдается высокая результативность неконкурентных процедур.
По закупкам в рамках закона 223-ФЗ обращает на себя внимание неконкурентные закупки «у единственного поставщика». Их в 2024 году стало значительно меньше (16 шт.), чем было в 2023 году (44 шт.), но они по-прежнему проводятся подведомственными учреждениями с организационно-правовой формой в виде автономных учреждений.
5. Участники энергосервисной деятельности (энергосервисные компании, ЭСКо)
Полный перечень ЭСКо представлен в таблице 7.
Таблица 7
Топ-10 ЭСКо в таблице 8:
Таблица 8
Количество ЭСКо, заключивших в 2024 году хотя бы один ЭС-контракт, как отмечали в самом начале обзора, существенно сократилось за последние три года.
При этом количество компаний, заключивших 10 и более ЭСК за прошлый год, составляет всего 13.
Безоговорочным лидером по количеству заключенных ЭСК стала АО «Петербургская Сбытовая Компания» – 94 контракта.
Более половины участников рынка заключили не более 2-х ЭСК.
6. Наш прогноз на 2025 год
Возможны следующие сценарии развития:
Базовый: Рынок сохранит объем на уровне 2024 года (450–500 закупок).
Пессимистичный: Дальнейшее сокращение до 400 закупок при сохранении высокой ставки ЦБ.
Оптимистичный: Рост до 550+ закупок в случае снижения ставки до 12–14%.
Наш прогноз - активность на рынке энергосервисных контрактов в текущем году останется на уровне 2024 года с теми же действующими участниками, как со стороны исполнителей ЭСК, так и со стороны субъектов с корректировками на сопоставимость условий, конечно!
7. Заключение
Рынок энергосервиса в РФ находится в стадии адаптации к новым экономическим условиям. Несмотря на сокращение количества закупок, их результативность растет, что внушает осторожный оптимизм.