Статьи

Оценка заявок при энергосервисной закупке согласно постановлению №2604 часть 2

3.4.3. Трудовая функция «Организация и контроль реализации технического решения по проведению энергосервисных мероприятий на объектах капитального строительства»



Трудовые действия:



Подготовка и контроль выполнения проектно-изыскательских работ по реализации энергосервисных мероприятий на объектах капитального строительства
Руководство выполнением и контроль выполнения строительно-монтажных работ по реализации энергосервисных мероприятий на объектах капитального строительства
Подготовка и контроль выполнения работ по технологическому присоединению объектов капитального строительства при реализации энергосервисных мероприятий
Руководство выполнением и контроль выполнения пусконаладочных работ по реализации энергосервисных мероприятий на объектах капитального строительства
Подготовка приемо-сдаточной документации по выполненным работам по реализации энергосервисных мероприятий на объектах капитального строительства


3.4.4. Трудовая функция «Контроль условий эксплуатации и процедуры ремонта энергоэффективного оборудования».



Трудовые действия:



Контроль условий эксплуатации энергоэффективного оборудования, установленного в рамках проведения энергосервисных мероприятий
Анализ выявленных технических неисправностей применяемого оборудования и его ремонта
Контроль соблюдения выполнения условий гарантийных обязательств


Таким образом, при закупке энергосервисных услуг на объекте капитального строительства необходимо указывать требования в соответствии с данным профстандартом. И если вопросов с наименованием должностей и наличием специалистов, в функции которых входят вышеуказанные трудовые действия, не возникает, то этого нельзя сказать о требованиях к квалификации, а именно, к наличию дополнительного профессионального образования: программы профессиональной переподготовки в области проведения работ по разработке и исполнению технического решения по реализации энергосервисных мероприятий на объектах капитального строительства. У кого есть соответствующий уровень квалификации и существуют ли такие программы ДПО в принципе на настоящий момент?



Также остается открытым вопрос, можно ли рассматривать другие профстандарты в отношении работников, непосредственно выполняющих энергосервисные мероприятия на объекте.



Наличие у участников закупки деловой репутации



У заказчиков и здесь отобрали право самостоятельного формирования предмета оценки по показателю, теперь деловая репутация измеряется исключительно индексом деловой репутации, т.е. участник закупки должен пройти оценку деловой репутации и получить сертификат деловой репутации.



Данный показатель может применяться исключительно при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, поставщиками (подрядчиками, исполнителями) которых в соответствии с законодательством Российской Федерации могут являться только юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели. В случае применения такого показателя оценки:



а) осуществляется оценка количественного значения индекса деловой репутации участников закупки в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности в порядке, установленном пунктом 20 Положения (при этом заказчик сам выбирает нужную формулу, т.е. может быть, например, установлено предельное максимальное значение либо лучшим значением может являться наибольшее значение характеристики);



б) порядком оценки устанавливаются:



документ, предусмотренный соответствующим национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности и подтверждающий присвоение участнику закупки значения индекса деловой репутации;
связанные с предметом контракта виды деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, в отношении которых участнику закупки присвоен индекс деловой репутации.


В отношении энергосервиса может быть указан код 71.12.8 (деятельность по предоставлению инженерно-технических консультаций по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Эта группировка включает: предоставление технических консультаций по подготовке и проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; энергосервис. Эта группировка не включает: производство электромонтажных, санитарно-технических и прочих строительно-монтажных работ, см. 43.2; энергетическое обследование, см. 71.20.4).



Действующие национальные стандарты по оценке опыта и деловой репутации:



ГОСТ Р 66.0.01-2017 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы». К ГОСТ принято Изменение N 1, вводится в действие на территории РФ с 01.03.2022 приказом Росстандарта от 28.12.2021 N 1868-ст.
ГОСТ Р 66.1.01-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование»
ГОСТ Р 66.1.02-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания».
ГОСТ Р 66.9.01-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, производящих и реализующих пожарно-техническую продукцию»;
ГОСТ Р 66.9.02-2015 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, выполняющих работы (оказывающих услуги) в области обеспечения пожарной безопасности объектов защиты»;
ГОСТ Р 66.1.03-2016 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций».
ГОСТ Р 66.9.04-2017 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации охранных организаций».


В отношении энергосервисной деятельности нет отдельного ГОСТа, регламентирующего оценку опыта и деловой репутации субъектов, оказывающих энергосервисные услуги, поэтому участник закупки может представить сертификат соответствия, выданный в соответствии с ГОСТ Р 66.0.01-2017 (в соответствии с п.6.3 указанного ГОСТа оценка опыта и деловой репутации заявителя проводится применительно к конкретным видам деятельности организации, заявленным для оценки, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности).



Индекс деловой репутации подлежит актуализации: в течение срока действия сертификата он должен быть актуализирован не менее двух раз, не реже одного раза в год. Органы по сертификации, уполномоченные выполнять работы по сертификации в области оценки опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности в соответствующих системах добровольной сертификации, должны отвечать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в сфере аккредитации, и требованиям к органам по сертификации, установленным в соответствующей системе добровольной сертификации.



Таким образом, учитывая, что предложение по опыту работы и наличию у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации может быть представлено далеко не всеми ЭСКо, энергосервисным компаниям стоит обратить внимание на данный показатель и озаботиться получением сертификата соответствия.



Наличие оборудования



Ну и наконец, наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов. Этот показатель не настолько часто устанавливается при проведении энергосервисных закупок. Здесь у заказчика также забрали право самостоятельного формирования показателя, регламентировав перечень предоставляемых документов.



В порядке оценок устанавливаются:



а) перечень оборудования и других материальных ресурсов, оцениваемых по данному показателю, и необходимых для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;



б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие оборудования:



инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право собственности на объект недвижимого имущества, выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества в собственности участника закупки);
договор аренды объекта недвижимого имущества на срок исполнения контракта, зарегистрированного в установленном порядке (если предусмотрено законодательством), с приложением акта передачи арендованного объекта недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества и выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на праве аренды);
иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки в течение срока исполнения контракта объекта недвижимого имущества на ином законном основании (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на ином законном основании);


При этом к оценке принимаются документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.



Таким образом, чтобы установить данный детализирующий показатель, необходимо обосновать связь между объектом закупки (энергосервисные услуги) и перечнем оборудования и других материальных ресурсов, оцениваемых по данному показателю.



Например, в случае хранения демонтируемого оборудования исполнителем энергосервисного контракта, а также для хранения закупленного оборудования для проведения энергосервисных мероприятий необходимо помещение, для демонтажа/монтажа оборудования зачастую необходимо специальное оборудование (например, телескопическая вышка для замены уличных светильников), соответственно, заказчик вправе установить соответствующий детализирующий показатель с необходимым перечнем документов. Однако правомерность установления данного показателя под вопросом, учитывая, что исполнитель вправе привлекать субподрядчиков, а требование об оказании услуг лично предусмотрено только в отношении отдельных закупок, к которым энергосервис не относится.



Выводы



Подводя итоги, хочется отметить появление безусловно положительных изменений (узаконили показатель «наличие финансовых ресурсов», деловая репутация может быть подтверждена исключительно индексом деловой репутации, уходят в прошлое благодарственные письма и отзывы), однако имеются и существенные недоработки, которые будут мешать справедливо оценить квалификацию участников по опыту, наличию специалистов.



Очевидно, что энергосервис также необходимо было включать в раздел VI «Особенности оценки заявок при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг», предусматривая предоставление отличных от общего порядка оценки документов (как минимум, по опыту). Надеемся, что это не последняя редакция Постановления № 2604, и правоприменительная практика внесет больше ясности.







© Данная публикация является объектом авторских прав. Любое копирование запрещено. Допускается публикация активной ссылки на данный материал.
Made on
Tilda